Восстань, спящий…

Аминь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы с вами вспоминаем торжественный и радостный день, когда равноапостольная Елена, царица, приехала в Иерусалим, чтобы отыскать святыни, связанные с великими событиями Голгофы и Воскресения.

Вы все знаете рассказ о том, как она искала закопанные кресты, как они были найдены, как наконец было установлено, который из крестов истинный Крест Господень, и как он был воздвигнут над толпой. И море народа, тысячи и тысячи людей, видя этот знак жестокой, бесчеловечной, казни, радостно восклицали: «Господи, помилуй!» Потому что этот знак, знак креста, перестал быть напоминанием о жестокости человеческой, а стал знаком любви Божией. И когда равноапостольная Елена стояла на холме рядом с патриархом Иерусалимским Макарием, который поднял Крест над народом, она, наверно, думала, какими чудесными путями Господь привел ее сюда! Ведь еще во дни ее юности Церковь подвергалась жестоким гонениям. Крест прятался, а не воздвигался. И враг истины Христовой еще думал сокрушить ее.

К этому дню торжества привела ее трудная дорога. Очень трудная, потому что, невзирая на возраст и пол, все христиане в дни гонений были подвергаемы жестоким пыткам, их бросали в тюрьмы, отправляли в далекие места, на каторжные работы, они работали в рудниках, откуда уже не было надежды выйти живым.

Страшно описывать все то, что происходило в эти годы. Конечно, гонения были не всегда, но время от времени появлялся императорский указ — и начинали разрушать церкви, отыскивали всюду книги Священного Писания, предавали их огню, арестовывали епископов. Прежде всего брали священников, катехизаторов, тех, кто руководил общинами христиан, потому что к тому времени арестовать уже всех верующих было невозможно; никаких бы тюрем не хватило, чтобы вместить эти сотни тысяч, а может быть, уже миллионы людей. И когда свирепствовало самое жестокое гонение при императоре Диоклетиане, оставалось всего лишь полтора десятилетия до того дня, когда все изменится и повернется.

Один из отцов Церкви писал: «Кровь мучеников стала семенем христианства». Люди, которые засвидетельствовали свою веру, свое исповедание, они поистине продолжали нести крест Христов от самого начала Церкви вперед через годы и через века. Год за годом умножались вереницы людей, которые несли свой крест и несли его разными путями. Это были юные девушки — непорочные, робкие, стыдливые, которых отдавали во власть палачей. Это были подвижники, которые всегда готовы были умереть, епископы, такие, как Киприан Карфагенский, один из великомучеников того времени, и многие–многие другие, начиная с Игнатия Богоносца, который был еще учеником апостолов.

Конечно, не только своей смертью, своим мужеством, своей готовностью стоять до конца за веру засвидетельствовали истинные христиане приверженность Господу Иисусу. Прежде всего они свидетельствовали своей жизнью. Миновало короткое время, и вера Христова из малого зачатка распространилась по многим странам. А ведь тогда не было современных средств общения.

Сегодня мы легко узнаем, что происходит на другом конце земного шара. Сегодня люди слышат это по радио, смотрят по телевизору, читают газеты — в один миг облетают новости землю. А ведь тогда, чтобы узнать одну новость, до другого конца света надо было ехать месяцами! Люди ходили пешком! Апостолы ездили не на экспрессах, а своими ногами мерили сотни и тысячи километров, для того чтобы слово Христово распространить по земле. Люди несли крест Христов своей жизнью, своей проповедью и запечатлели его своей смертью.

Язычники, неверующие удивлялись, какую христиане имеют любовь между собой! И эта любовь, которая дарилась все время Церковью, взаимное уважение, взаимная привязанность, готовность служить друг другу, готовность даже пожертвовать друг за друга — это прежде всего поражало язычников и завоевывало для Церкви сердца. Люди думали: раз христиане так живут, значит, их вера есть истинная вера. Это нам с вами напоминание о том, что по нашим делам и по нашим поступкам люди будут судить нас. И Господь будет судить нас. И если мы с вами оказываемся недостойными своей веры, вот тогда–то она и не имеет успеха среди людей. Не по жестокосердию человеческому, не по упрямству и упорству язычников, а в первую очередь по нашему недостоинству.

Вот и Крест Христов они донесли до того священного момента, когда повернулась история и кончились гонения. Как это произошло? В то время в Риме было два императора, оба язычники. Одного из них звали Константин; он пришел к власти, не чая этого. Наоборот, в юности он мог погибнуть от руки убийцы. Было много претендентов на престол. А мать его, Елена, уже тогда христианка, была с ним надолго разлучена. Она была отстранена от двора; ее сын не мог получить права стать императором. Но так случилось, что волей вождей он стал властителем Римской империи, одной ее половины.

Когда пришлось ему идти в бой против своего соперника, утром рано вышел он из своей боевой походной палатки, остановился, глядя на восход солнца, и был поражен, увидев странное, небывалое явление: вокруг солнца горел огненный круг, а от самого солнца исходили лучи, образуя на небе яркий огненный крест. Это редкое явление — солнечное сияние в виде креста. Оно иногда повторяется. И сейчас его изредка можно видеть. Но Константин его никогда не видел; он был потрясен этим огненным знаком креста. В туже ночь во сне он снова увидел тот же знак креста на небосклоне, и над ним сияла надпись: «Сим побеждай»! — «Этим побеждай».

В то время Константин даже не знал, что означает крест; он не имел никакого представления, никакого понятия о христианской вере. И в городке, где стояло их войско, нашли христианского священника. Константин велел его привести и спросил: «Скажи мне, что значит этот знак — перекрещивающиеся линии?» Тот осторожно ответил, что «мы, христиане, почитаем крест как знак вечной жизни, как знак спасения.» И тогда Константин приказал сделать металлические знаки креста и поставить их на своих знаменах. Он еще не знал Христа, но крест уже стал для него великим знаком. В этой битве Константин победил.

После этого он стал расспрашивать о христианской вере, вызвал епископов, которые ему рассказали о том, для чего пришел Господь в мир, почему Он пострадал на кресте, что значит идти за Господом, неся свой крест. С этого времени в стране была объявлена свобода вероисповедания. И больше не было гонений на христианскую веру. Тогда мать его снова была возвращена во дворец, но не стала принимать участия в дворцовой жизни, а искала мира и уединения. Как простая богомолица ездила она по святым местам. Особенно ей дороги были места, связанные с евангельскими событиями. И тогда–то она побывала в Иерусалиме и нашла крест Христов.