Восстань, спящий…

«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие» [14].

В те времена люди, которые отвращались неверия, суеверия и язычества и обращались к вере в истинного Бога, в те времена, когда еще не было новозаветного крещения, люди проходили священное омовение. Священники ветхозаветные омывали их в воде в знак того, что неверие, суеверия, язычество, заблуждения, грехи с них сходят и они становятся исповедниками веры во единого истинного Бога.

Такой был обычай, он соблюдался много веков. И вот однажды появился Иоанн Креститель и призвал не язычников, не неверующих, а людей всегда, с детских лет наученных вере, призвал их идти и совершить священное омовение, так, как будто они были язычниками или неверующими только что обратившимися. Поэтому не всем это понравилось, а некоторые люди, особенно книжники и фарисеи, возмущались этим, однако толпы народа шли к реке Иордан, чтобы исповедать перед Господом свои грехи, и Иоанн Креститель омывал их. Что же это значит? Это значит, что человек, который живет в вере формально, нуждается время от времени в том, чтобы оживить ее в своем сердце, воскресить ее, и прежде всего через покаяние. Потому что мы привыкаем к тому, чему нас учит вера. Это становится для нас чем–то обычным, огонь погасает в сердце, и мы живем, как язычники, хотя числимся среди верующих.

И вот голос Крестителя обращается к нам! Проснитесь от грехов, от спячки, пробудитесь, встаньте, потому что приходит Господь к каждому, Царство Божие близко. Оно было тогда близко, потому что на проповедь уже шел Господь наш Иисус Христос. Но для нас оно близко, потому что Он уже здесь, среди нас, пришел, и как мы можем быть холодными, унылыми, равнодушными перед лицом Его спасающей святыни. Все вы хорошо знаете, как вяло теплится молитва, как все в нашем сердце становится холодным, однообразным, серым, будничным. Пепел, холодный пепел покрыл огонь веры.

Поэтому святая Церковь, как некогда Иоанн Креститель, призывает нас всех: проснитесь, опомнитесь, покайтесь, придите и начните новую жизнь. И в знак этого мы освящаем воду, которую Дух Божий животворит, воду освящения и покаяния.

И пусть животворящая Его сила осенит нашу жизнь, подобно тому, как она осеняет сегодня воду, ту воду, которая означает жизнь, жизнь земную и жизнь вечную, Богом созданную и Богом освященную.

Аминь.

18 января 1987 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Итак, приближается праздник Крещения Господня. Почему этот праздник для нас особенный? Потому что в этот день, день Своего Крещения, призван был Господь Небесным Своим Отцом на служение роду человеческому. А сейчас мы находимся в преддверии, в ожидании того времени, когда Он будет призван, чтобы жить, учить, страдать и умереть ради нас.

Смотрите, какое удивительное зрелище. Когда Иоанн Креститель проповедовал на Иордане, приходили к нему люди разных сословий, приходили и ученые, и книжники, приходили и солдаты, и сборщики налогов. Пришел и Иисус из Назарета Галилейского. Рассуждая по–человечески, никаких преимуществ у Него не было, пришел как один из многих. Может быть, там были сотни таких же ремесленников из разных деревень, и Он был с ними. Просто говорит евангелист: пришел и Иисус из Назарета Галилейского, из той деревни, где Он жил все это время, почти 30 лет Своей жизни.

Напрасно мы пытаемся проникнуть в эти годы, потому что евангелисты почти ничего не говорят нам, как жил Господь рядом с людьми. Мы знаем, как Он проповедовал, как обличал, как, наконец, страдал и как явился Воскресшим, но мы не знаем о тех долгих годах, которые Он провел в селении, называвшемся Назарет. А нам так бы хотелось это знать, потому что Он жил как обычный, простой человек, и поэтому мы имели бы особый пример для того, чтобы подражать Ему.

Сокровенная, скрытая от нас назаретская жизнь… Он трудился там, трудился своими руками — вот первое, о чем мы узнаем, ибо Он был плотник, каменщик. Есть много сказаний и легенд о том, что Он еще в детстве творил чудеса, оживлял глиняных птичек и т. д. Но это все неправда, потому что когда Он вышел на проповедь, все односельчане удивились, никому в голову не приходило, что Он может стать учителем и проповедником. Они ничего о Нем не знали, кроме того, что Он Сын Марии и есть у Него здесь же родственники в Назарете.

Когда Он пришел проповедовать в их молитвенный дом, они спрашивали: почему Он нас учит? Не Он ли сын плотника и плотник, вот Его братья и сестры с нами… [15]