Восстань, спящий…

Дай–то Бог, чтобы мы пережили в эти дни и в эти годы, свои последние годы, то счастье, которое пережил старец Симеон, когда он прижал к своей груди Младенца Спасителя. Мы все можем Его встретить! Мы все можем Его ощутить! Только вера, только любовь к Нему, только сила Духа, изливающаяся в наше сердце, может нас пробудить и озарить прекрасным светом закат нашей жизни. Тогда мы узнаем, что мы не напрасно были рождены в этот мир, не напрасно жили, и всегда будем жить в вечности, ибо Бог есть не Бог мертвых, но Бог живых.

Поэтому в каждый поворотный момент своей жизни, и перед закатом, перед заходом солнца своей жизни и в последний час дай Бог нам сказать:

«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое!»

Аминь.

15 февраля 1987 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Вы все хорошо знаете, в чем заключается событие Священной Истории, которое мы сегодня вспоминаем, памяти которого посвящен наш храм, — Сретение Господне. Вы все помните, как Матерь Божия и праведный Иосиф принесли Младенца Иисуса в Храм, чтобы совершить над Матерью и над Ним молитву посвящения. И как увидел Его старец Симеон, Духом приведенный в Храм, старец, которому было предсказано, что он не умрет, пока не увидит долгожданного Спасителя мира.

Когда он пришел туда, увидел матерей, стоящих с детьми в Храме, — как и у нас обычно бывает, когда матери ожидают своей молитвы, — Духом Божиим почувствовало его сердце, что этот Младенец есть именно Тот, Кого он ждал. Он подошел к Матери, взял на руки Дитя и произнес те слова, которые нам всем памятны, которые мы читаем, слышим за вечерней, и сейчас их пел хор: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко».

Из этой встречи ветхозаветного старца и Младенца Христа, несущего Новый Завет в мир, мы можем извлечь для своей жизни много уроков. Возьмем три главных. Первый — это благодарственная молитва Симеона: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка». В этих словах как бы радость, с которой он приходит к концу своей жизни, и смерть для него как отрада и освобождение! Глубокий старец, он пришел к закату своих дней благословенный Богом!

Мы с вами тоже идем к закату наших дней. И большинство из вас, здесь присутствующих, уже перевалило на вторую половину жизни. Для человека недуховного, не знающего, что такое тайна веры, путь к старости есть путь к несчастью, одиночеству, болезням — путь как бы к худшему, темному.

Но для христианина и старость может быть благословенна! Потому что тогда многое отходит из того, что нас отвлекает, из того, что нас увлекает своей суетой! Мы стоим ближе к смерти, значит, ближе к вечности. Мы можем уже более серьезно, с высоты своего опыта взглянуть на жизнь. Старость имеет великие преимущества! И мы должны ими пользоваться. Мы должны идти не вниз, но подниматься вверх, к Богу, чтобы прийти к концу не отупевшими, немощными существами, а людьми, которые, хотя телесно ослабели, но духом в молитве и вере окрепли так, что в конце своих дней, в последнюю минуту смогли сказать: «Ныне отпущаеши».

И второе. Когда старец Симеон держал Младенца, когда глядел на это Дитя и предвидел все то, что далее совершится в истории и жизни Христа–Спасителя и Его Церкви, он сказал: «Вот Он лежит на падение и на восстание многих в Израиле.» Значит, приход Господень стал испытанием для людей: как в древнем Израиле, так и ныне в любой стране, в любом месте, каждый человек, встречая Христа–Спасителя, слыша Его голос, обращенный к совести, может либо споткнуться и упасть, либо восстать.

Да, приход Господень, заповеди Христовы, спасение Христово, которое нам дается, может быть, на падение тем, кто слышит и отвергает, слышит и не исполняет, считает себя как бы причастным вере, но живет как язычник. И поэтому явление Господа в нашей жизни одним — на падение, на преткновение, а другим — на восстание! И дай Бог, чтобы каждому из нас Божий приход был на восстание, чтобы мы проснулись, пробудились от греховного сна, встали, духом выпрямились в радости, надежде, уверенности в спасении Божием.

И, наконец, последнее. Слово «сретение» по церковно–славянски означает встречу. Как я уже говорил, это встреча ветхозаветного старца с Богом, грядущим в лице Младенца, Спасителя мира. Но почему нам так дорого это слово — «сретение, встреча»? Потому что не только тот благословенный старец встретил Христа, и не только те люди, которые жили в евангельские времена, во время оно, встречали Его, но также и все мы можем встретить Господа на своем пути.