Восстань, спящий…

Тайна времени и эта притча тесно связаны! В самом деле, наша жизнь должна быть постоянным приобретением для Господа, мы должны принять отпущенное нам время как великий, бесценный дар. Никто из нас не знает, какой отрезок жизни нам дан, сколько мы проживем. И в притче господин, хозяин, приходит внезапно, приходит и требует отчета от людей.

И к нам с вами наш Господь приходит внезапно! Не обязательно это должна быть смерть. Это может быть момент испытания, это может быть критический, трудный миг нашей жизни, когда все наши деяния и помыслы, все, чего мы достигли, — все это взвешивается на весах. Приходит Господь и требует от нас отчета: как мы прожили свою жизнь, как мы употребили отпущенное нам время? И тут оказывается, что потеряли мы его бесконечно много… Мы были похожи на тот воз или машину, которая везет ценный груз, небрежно рассыпая и теряя его в дороге.

Ты вложил в нас способности, и мы потрудились для окружающих людей. Ты дал нам закон добра и правды, и мы постарались семена этого добра и этой правды в этой жизни посеять».

И тогда мы будем чувствовать и понимать, что время — это сокровище, которое мы должны беречь, а не расточать. Потому что в один день можно сделать так много прекрасного, узнать так много замечательного, наполниться, обогатиться от Бога, а можно годами прожить бесцельно, серо, вяло, однообразно, с пустым, черствым, равнодушным сердцем и вялой, слабой волей, которая не может подвинуть нас ни на одно доброе дело, которая не может поднять нас на борьбу в себе ни с одним грехом. И мы скользим по времени, каклодка, потерявшая управление, как щепка, брошенная в воду.

Всякая река течет в конце концов в море. Всякая жизнь уходит в конце концов в вечность и продолжается, но время прекращается там, где будет Царство Божие. В Священном Писании мы читаем, как ангел клялся именем Предвечного, что времени уже не будет [2]. Поэтому мы с вами должны все наши силы и все наши дары употребить на служение Господу. Не только на служение нашей общей молитвой, но на служение каждодневное, ибо все, что мы совершаем во славу Божию, — и труд, и заботы о других, и молитва, и всякое дело, и всякая встреча, и отдых, — все может быть перед лицом Божиим и во славу Божию.

Итак, уходя сегодня из храма домой, постараемся унести мысль о том, что время коротко, что нам нельзя его терять, что мы должны увеличивать в своем сердце сокровище: познание тайн Священного Писания, которое нам дано, борьбу со злом и грехом, которые живут в нас, умножать в жизни и добро, и милосердие, и справедливость, и сострадание, и сочувствие, которые Господь нам завещал.

Все — молитва, труд, жизнь, радость, скорбь — путь человеческой жизни, который должен проходить под знаком Божиим, — все должно находиться перед лицом Христовым! И тогда каждый день, каждый час, каждое мгновение заполнится Его священным присутствием. И не будет ни одного дня, ни одного часа и мгновения, которые бы мы жили без Бога, вне Его, вдали от Него.

И тогда наша жизнь окажется не просто существованием от рождения до смерти, а будет трудом, работой, созиданием для Бога, восхождением на гору Господню, где ждет нас Отец Небесный, который скажет каждому, кто потрудился по мере сил: «Добрый рабе и верный, в малом ты был верен, над многим тебя поставлю, войди в радость Господа твоего» [3].

Аминь.

ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ

Рождество Пресвятой Богородицы

21 сентября Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня великий двунадесятый праздник Рождества Богородицы совпадает с воскресеньем перед Воздвижением. В это воскресенье Церковь открывает перед вами Евангелие в том месте, где говорится о самой драгоценной, высочайшей тайне: «Тако возлюбил Бог мир, что Сына Своего отдал» [4]. Отдал для того, чтобы мы получили спасение, чтобы мы соединились с Ним! И эта тайна, это великое благовестие нашей веры созвучно той радости, которую мы обретаем в празднике Рождества Богородицы.

Старинное предание рассказывает нам о том, что Святая Дева явилась в мир уже после того, как ее родители потеряли всякую человеческую надежду на рождение ребенка. Они думали, что умрут бездетными. Кажется, все человеческие средства исчерпаны, кажется, надеяться больше не на что, кажется, все земное тебя подвело, предало, оставило — не на что рассчитывать. И вот именно тогда, когда все человеческое рушится, являет свою славу Сила Божия. Но являет тем, кто стоит твердо, мужественно, уверенно, — тем, кто уповает. И так бывает всегда, когда Господь хочет явить Свою силу.