Восстань, спящий…

Но мы встречаем этот неизбежный для нас час с твердостью, верой и надеждой, зная, что Господь может принять не только нашу душу, но что когда–нибудь Он даст нам полноту жизни в воскресении! Так, как Он воскресил Свою Матерь, так Он воскресит и нас, детей Своих.

И тогда наша жизнь становится подготовкой к вечности. Уже здесь, сегодня и сейчас мы с вами должны готовиться к великой встрече с Господом, которая может быть для нас радостной, а может быть и горькой! — когда мы принесем к Его подножью все бесконечное море своих грехов.

Святые отцы говорили, что память смертная является лучшим лекарством человеку от болезней и греховных недугов. И в самом деле, едва только мы вспомним, что жизнь наша коротка, как многие вещи, которые нас терзали, волновали и мучили, заставляли нас приходить в смятение, вызывали в нас недобрые, нехристианские чувства, — все это умолкает, становится малым и ничтожным.

Когда мы с вами живем и действуем на земле, память смертная напоминает нам о том, что мы должны что–то внести в этот мир, что–то оставить после себя, что–то сделать для людей! Память смертная напоминает нам о том, как быстро проносятся дни. Нельзя откладывать того, что Господь повелел нам и поручил в этой жизни для будущего. Кто из нас знает, есть ли у нас будущее!

Итак, если для человека, лишенного веры, смерть — это только ужас, только конец, только мрак — то для нас это дорога, путь, ворота! Ворота в Царство Господне, где нас ждет Спаситель–Господь.

Туда, к этим воротам, ведет дорога нашей жизни. И готовясь перейти этот рубеж, мы с вами всегда стараемся, и должны стараться предстать перед Господом так, чтобы Он сказал нам:

«Добрый раб и верный! в малом ты был верен — над многим тебя поставлю. Войди в радость господина твоего» [29].

Аминь.

28 августа 1980 г.

ПАСХАЛЬНЫЙ ЦИКЛ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД.

«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче»

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Вот снова запели всеми нами любимое песнопение, которое начинается словами: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», — приближается время Великого поста. Как после долгой дороги путник чувствует близость воды, ощущает свежесть реки, так и мы с вами приближаемся к великому очистительному времени. И каждый пост мы должны встречать так, как будто он последний в нашей жизни, чтобы хоть на это — сравнительно небольшое время — остановиться, задуматься, вырваться из постоянной суеты, непрерывного бега, из которых состоит наша жизнь.

Посмотрите, как мы живем сегодня: в каком озлоблении, в каком изнеможении, в какой бесконечной спешке — мы стремимся, стремимся куда–то, но все заканчивается раньше, чем мы думаем. Вот сегодня среди нас есть уже один человек, который покинул свое жилище, свое тело, и, быть может, еще не начнется время поста, как кто–то из нас будет здесь же на средине храма.

Давайте подумаем о том, как нам душу свою открыть Господу, начать жить настоящей жизнью. А какая же жизнь настоящая? Это жизнь в любви к Богу и к людям, это жизнь, в которой главное — на первом месте, и мелочи его не заслоняют. Когда мы стоим перед лицом Божиим, мы как будто стоим перед ярким светом, который освещает наше недостоинство, мелочность и немощь. Перед лицом Божиим мы оказываемся несостоятельными, ибо Господь есть любовь, излитая на нас. Как мы Его можем отблагодарить иначе, чем ответной любовью? Но у нас ее нет. Нет, и мы видим при свете Божественной славы, как мы недостойны. Закон Божий, по слову апостола Павла, открывает нашу смертность, изобличает нашу греховность.

Но что же может сделать человек? Какие усилия воли, какие старания могут избавить нас от греховности? Мы с вами уже не дети и хорошо понимаем, что они чаще всего бывают бесполезны. Мы обычно возвращаемся все к тем же мелким, нудным, повседневным грехам, и все также нас пожирают раздражительность, уныние, мрачность, зависть, суетность, озлобленность. Кто же нас выведет из тупика, вытащит из болота, в котором душа наша погрязает и погибает?

Нет у нас иной помощи и иного спасения, кроме Господа Иисуса Христа, кроме Его любви — второй любви. Потому что первая нас создала, первая дала нам жизнь и мир; а вторая любовь Его, видя, что мы не способны этими дарами воспользоваться, что мы все доброе обращаем во зло и живем во зле, вторая Его любовь нам протягивает руку и говорит: «Встань, спящий, пробудись! Я, Господь, к тебе пришел. Я умер, хотя бессмертен, Я все испытал твое, кроме греха, чтобы быть с тобой рядом и тебя очистить и оживотворить. Вот перед твоими глазами Мой Крест, на котором Я принимаю твои страдания и твои грехи, чтобы ты очистился Моею благодатью».

Кто верует Христу — тот спасен, кто призывает имя Иисусово — тот спасен, кто идет за Господом — тот спасен. Но для этого надо пойти за Ним, а для того, чтобы пойти, надо увидеть, что мы недостойны, что мы не можем сами себя спасти, а для этого надо постичь покаяние, то есть увидеть себя правдиво и честно. Поэтому мы молимся этой молитвой — «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», — ибо мы уже привыкли ко всему, и двери покаяния для нас закрыты. Нам кажется, что мы живем обычно, как и все, иногда, подобно фарисею из притчи, гордимся перед другими и превозносимся — но чем мы гордимся? И сегодня через евангельскую притчу Церковь призывает нас:

«Встань, как мытарь, не думай о своих заслугах, о своей силе, о своих добродетелях, а только встань, как он, и повтори: «Боже, милостив буди мне, грешному»».

Аминь.