Восстань, спящий…

Родители Пресвятой Девы, по этому сказанию, уповали, хотя и были в великой печали. Но Господь предсказал им рождение дочери, и они поверили. Они поверили тому, что совершится обещанное! Не как Захария — отец Иоанна Крестителя, — не сумевший поверить чуду, которое сам ангел возвестил. Нет, и праведная Анна, и Иоаким приняли эту весть с радостью!

И вот мы должны спросить себя, на кого мы больше похожи: на Захарию, усомнившегося и пораженного за это немотой, или на родителей Пресвятой Девы, которые тут же с радостью поверили в необычайное? Те из нас, кто повторит слова Христовы о спасении мира, но не думает о том, что Господь действительно дал им прощение и спасение, те, которые мрачно говорят: «Все равно мы все погибнем, нет нам прощения, нет выхода», — те, которые не ощущают силу спасающей десницы Божией, — они–то и похожи на Захарию усомнившегося. Мы же должны подражать родителям Пресвятой Девы.

Если Господь нам говорит, что Он пришел нас спасти, если Он принес в мир Свою силу, если Бог так возлюбил мир, что отдал Своего Сына, чтобы ни один из нас не погиб, разве может быть Откровение это, слова эти, обетования и пророчества эти тщетными, пустыми? Разве не должны мы со всей искренностью, всем сердцем принять это? Ведь не сказал Господь, что каждый верующий будет когда–нибудь спасен. Нет! Сегодня мы почувствуем это спасение. Вы можете спросить, что же такое спасение? А спасение есть жизнь с Богом и в Боге.

Так можно жить сегодня, здесь и теперь, в этой жизни. Можно потом опять это потерять — по своей небрежности, по своей греховности, по своей немощи. Но то, что человек теряет, Бог помогает ему найти. Для этого нам дается таинство исповеди: когда, потеряв драгоценное единство с Богом, мир с Ним, мы снова приходим, чтобы примириться с Ним через раскаяние и получение прощения.

Он дал нам спасение сегодня, здесь и теперь. И мы должны просить у Него, чтобы убежденность в этом, чувство это жили в нас. Тогда каждый наш шаг, тогда каждый день в нашей жизни будут проникнуты тихим светом Евангельской радости. Мы станем жить не так, как жили до сих пор, — не пользуясь плодами Креста Христова, не пользуясь той благодатью, которая исходит от Бога, спасающего нас, а мы будем жить поблизости от Него, и наши дела и мысли будут совершаться перед Его лицом. Вот тогда мы действительно будем спасенными Господом, тогда действительно мы явим себя чадами Божиими, которые живут не по законам греха и зла, а по заповедям Христовым.

Как узнать об этом, как удостовериться? Сам Господь посылает нам в сердце чувство уверенности в этом. И кроме того, наши поступки, наши мысли, наши отношения с людьми всегда показывают, чем человек живет. Они всегда свидетельствуют, в Боге находится он или нет, по евангельскому пути идет или по пути греха.

«Спасающая любовь Христова объемлет каждого» [5], — говорит Священное Писание. И на такую любовь мы не можем не ответить своею любовью. И как же мы можем не воздать благодарностью Богу? Человеческая неблагодарность — великое преступление, низость души.

Вы спросите, что же мы можем сделать для Того, Кто нас спас, для Того, Кто так возлюбил мир, что Сына своего отдал. Ответ дал Он Сам. Он сказал нам всем ясно и просто: «То, что вы сделаете для братьев Моих меньших, вы сделаете и Мне» [6]. Иными словами: из того, как вы будете поступать с людьми, для Господа будет явствовать, действительно ли вы хотите соблюдать Его заповеди или все это у вас просто на языке для формы, для успокоения собственной совести, а на самом деле вера ваша лицемерная, неживая, мертвая, ложная.

Итак, перед нами путь настоящего принятия Слова Господня. Возрадуемся и возблагодарим Бога за этот Дар, как родители Пресвятой Девы были рады дарованной Дочери. Дочери, через Которую совершилось наше спасение. Потому что мы получили и эту Дочь — Деву Марию Пресвятую, мы получили и Ее Божественного Сына, Который спасает, прощает и примиряет нас с Богом, мы получили и сонмы святых — ходатаев и заступников. Такова воля Божия о нас, чтобы мы жили не вдали от Него, а вместе с Ним, в силе Духа, в свете правды, в мире любви.

Аминь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Как вы все хорошо знаете, праздник Рождества Святой Богородицы — это первый праздник церковного года.

Что его предваряло? Печаль и скорбь, печаль Иоакима и Анны, которые уже не надеялись получить Божие утешение, не надеялись иметь детей. По взглядам того времени они были покрыты позором, и, как рассказывает предание, Иоакима отстранили от Церкви и сказали: ты будешь последним, потому что на тебе гнев Божий. И он ушел, плача от обиды. Анна, не раз глядя, как птицы спускаются в гнезда, чтобы покормить своих детей, плакала и говорила: даже твари бессловесные имеют детей, а мне Господь не дал. И после этого пришла к ним неожиданная нечаянная радость, родилась у них Дочь, которую они назвали Мариам.

Точно также потом родился Иоанн Креститель, у родителей, которые уже не надеялись. И в Ветхом Завете не раз было так: младенец Моисей должен был бы погибнуть, мать, не зная, что с ним делать, кинула его в реку в корзине, но корзину вынесло к берегу и нашла его дочь царя и воспитала.