Восстань, спящий…

Тем временем шел с поля старший сын, порядочный человек, который никуда не уходил, ни в чем не грешил, был всегда с отцом. Подходит к дому, а там праздник — пируют, шумят, смеются, поют, веселятся. «В чем дело?» — спрашивает он слуг. Говорят: «Да брат твой младший, который прогулял свою часть имения, пришел, и отец в честь него задал такой пир». И настолько разозлился старший брат, что не хотел порог переступать, остался на улице сидеть в саду. Отец вышел и сказал: «Что же ты не входишь к нам, у нас ведь праздник!» «Какой еще праздник? Я с тобой всегда живу, и ты никогда не устроил даже маленького праздника для моих товарищей, а этого, который с блудницами промотал все, ты с таким пиршеством принимаешь?»

И тогда отец сказал ему: «Сын мой, ты же всегда со мной, и все, что у меня есть, твое, а о том нам надо радоваться, что он для нас умирал, а теперь ожил, пропадал, не было его, а теперь нашелся, вернулся». И Господь дает нам понять, что такова же и любовь Божия к людям.

Прежде всего эта притча о нашем Небесном Отце. Когда мы говорим: «Не спасусь, негоден, негодна, нет надежды», — вспомните, что есть Тот, Кто нас ждет, всегда ждет, потому что мы все Его дети.

Эта притча также о нас, когда мы забываем о своем Небесном Отце, когда мы уходим от Него далеко, увлеченные своими страстями, мелочами, повседневностью жизни, когда мы живем в этой суете и проматываем, теряем все душевные сокровища и дары Святого Духа, когда мы уже на стороне, далече и нам кажется, что Бог и настоящая жизнь от нас далеко, за тысячу верст, и мы уже не можем молиться, не можем открыть Священное Писание, потому что у нас посторонние мысли, а наше сердце — суетное и тщеславное. Это о нас, когда мы оторвались, отпали, отошли, заблудились, потерялись.

Это также притча о самодовольных людях и поэтому тоже о нас. Ведь иной раз, когда мы с вами соберемся в храме, мы думаем: «Вот мы пришли, а там за воротами остались многие другие — плохие, недостойные, а мы — достойные. Они нечестивые, а мы — благочестивые. Они грешники, а мы… тоже, может быть, немного грешим, но все–таки мы Богу угодили, мы здесь собрались, мы сюда ходим, мы от Господа не отпали».

Вот посмотрите на старшего сына. Он ведь всегда с отцом, а как он не похож на него. Совсем на него не похож! Потому что у него нет любви, нет доброго отношения к своему брату, да и к отцу. Завистливый, самодовольный человек. И хотя нам кажется, что мы с вами близко к Богу потому что собрались здесь, в церкви, и причащаемся, и исповедуемся, и молимся, а многие из нас каждодневно читают молитвы и даже Священное Писание и живут по церковному календарю — рядом с Богом, но похожи ли мы на своего Небесного Отца? Вот о чем надо спросить себя. Ведь мы должны быть похожими. Да, человек не обязательно похож на своих родителей. Но духовно он может, он волен перенять от них то, что хорошо. Если он не перенял — его вина.

Так вот, есть у нас один–единственный общий для всех Отец — наш Господь и Создатель, Который есть истинная правда, истинная справедливость, истинная любовь, истинное благо, истинная мудрость, и если в нас нет этих качеств, если мы живем по суете, по безумию, по ненависти, то мы от Него отходим, отпадаем, и нас не оправдает то, что мы здесь, в церкви, с Ним рядом, и нечем нам похваляться и гордиться. Смотрите, в притче этот старший сын как бы упрекает отца, выставляет свою доброту напоказ: «Я всегда с тобой, — говорит, — я тебе верностью служил, я на тебя работал, мол, давай сочтемся». Вот так и мы иногда говорим: «Господи, почему я в храм всегда хожу, а вот болею». Как будто мы приходим к Господу, чтобы Он потом нам это все оплатил. Так не любят отца, настоящая любовь — любовь бескорыстная.

Итак, эта притча о многом, о многом нам напоминает. Сейчас мы стоим перед лицом поста, но мало того, мы постоянно стоим перед лицом своей смерти. Сегодня среди нас в храме умерший человек, и у нас почти каждый раз бывают усопшие. И они напоминают нам о том, что не сегодня завтра мы тоже окажемся перед лицом смерти. И когда призовет нас к себе Отец, мы скажем: «Мы были далеко от Тебя, ничего не усвоили, ничего не поняли, все растранжирили…». Неужели мы придем к вечности — с пустой душой, с душой, в которой искорки Божией нет?

Да не будет этого! Постараемся воспользоваться днями покаяния, когда Церковь зовет нас оглянуться, опомниться — больше так жить нельзя! Нельзя жить как бы во сне! Надо взяться за жизнь, за настоящую христианскую жизнь. И если нам будет казаться, что у нас не получается, что это не выйдет, что у нас нет сил, что все бесполезно, вспомните о нашем Небесном Отце, Который стоит, Который ждет, Который примет каждого, Кто из глубины души искренне скажет:

«Отче, я согрешил перед небом и перед Тобой».

О Страшном суде

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Нынешнее воскресенье, за неделю до Великого поста, получило название воскресенья Страшного суда или недели о Страшном суде. Так получилось, что праздничное время перед постом, которое принято у нас называть Масленицей и которое является издревле временем веселья, совпадает с еще более древним обычаем Церкви — в это время читать Евангелие о Суде Божием и размышлять о Суде.

Господь говорил, что Он пришел не судить мир, а спасти его. И все–таки с тех пор начался Суд над миром, но не только над миром, а и над каждым из нас, потому что перед нашей совестью образ Христа Спасителя стоит всегда, как живой суд. Бог не похож на земного судью. Он не судит и не осуждает нас, бесчеловечно, бездушно следуя букве закона. Нет, к нам приходит Божия любовь, приходит ко всему роду человеческому и к каждому из нас. И тогда что–то с нами происходит — у каждого человека по–разному.