Восстань, спящий…

И Господь приводит нам притчу о том, как будут судить каждого из нас и всех людей: по какому признаку и каким мерилом Царь Небесный делит всех на черных и белых — как пастух разделяет в стаде козлов от овец. В чем же Он обвиняет тех, кого поставил по левую сторону? В том, что они были равнодушны: «Вы видели Меня больным и не навестили, видели голодным и не накормили, видели страдающим и не поддержали».

А тем, кто стоит у Него по правую руку говорит: «Придите, благословенные Отца Моего, потому что вы Меня накормили, вы Меня утешили и поддержали».

А те, другие, говорят: «Господи, когда же мы видели Тебя нуждающимся и страждущим?»

И Он отвечает им: «То, что вы сделали или не сделали Моим меньшим братьям, то есть своим же братьям и сестрам, то вы сделали или не сделали Мне».

Это главный и основной закон евангельской жизни.

Заметьте, Господь говорит, что Судья собирает все народы, все языки, это значит, что люди могут быть и язычниками, и неверующими, но по совести своей каждый человек этот закон знает. Каждый верующий должен понять, что если он остается равнодушным перед лицом зла и страдания, то он тем самым предает своего Господа. А тот, кто не ведает Бога, чувствует, что он предает себя, свою совесть, какую–то высшую правду. Значит, этот закон распространяется на всех.

Господь говорит нам: «Мало произносить слова — любовь, доброта, доброжелательство. Любовь должна быть действенной, в чем–то проявляться в жизни». Так и апостол Павел говорит, что самое главное в жизни нашей — это вера, движимая любовью [36]. Вера действующая — не спящая, не равнодушная. Наверное, тот священники тот левит, церковнослужитель, которые в притче о добром самарянине шли по дороге и видели лежащего раненого, считали, что верят в Бога, но они были черствыми и немилосердными: посмотрели на человека, который взывал о помощи, и, не повернувшись к нему, прошли мимо. И это равнодушие Господь сурово осуждает. А благословляет Он отзывчивость сердца — вот и весь закон Евангелия.

Поэтому будем просить у Господа, чтоб Он дал нам сил, чтоб Он дал нам свою печать Божественную в сердце, чтобы мы не оставались равнодушными, как вода, как камень, чтобы мы были живыми людьми, отзывающимися на страдания и на нужду тех, кто нас окружает. И еще одно. В притче люди делятся на черных и белых, а чаще всего бывает так, что в нас живет и черный, и белый, и равнодушный, и отзывчивый, поэтому иногда разделение и борьба происходят в одном сердце человеческом. Так пусть же победит в нас вот это белое, светлое, доброе, любовное начало, чтобы мы услышали глас нашего Господа: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира».

Аминь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Все предшествующие воскресные дни, в которые нас готовили к великопостным неделям покаяния, обращают особое внимание на бесконечное милосердие Божие! И притча о блудном сыне, которую мы вспоминали неделю назад, и притча об оправданном мытаре, который покаянием получил у Господа прощение, и все то, что в Евангелии до сих пор читалось, — укрепляет нашу надежду, ограждает нас от уныния, напоминая, что неисчерпаема глубина Божиего всепрощения.

Но сегодня Церковь говорит нам и о другом: о правде Божией, о Суде Божием. Ибо любовь Господня не перечеркивает правды Божией. Всякое проявление зла, всякое проявление неправды в мире оскорбляет Божественную правду, но не так, как оскорбляется человек. Когда мы читаем в Писании как бы непонятные и странные для нас слова — «гнев Божий», не нужно думать, что это гнев, подобный гневу раздраженного, рассердившегося человека; не нужно думать, что здесь есть что–то общее с нашим злом, с нашими грехами, с нашими страстями.

Гнев Божий — это несовместимость чистоты, света и правды Божией с нашей тьмой! Когда извергается вулкан, когда огнедышащая гора выбрасывает из себя тонны расплавленного камня и металла, вся эта лава катится вниз, и если она достигает небольшого озера или пересекает реку, — в одно мгновение, как взрыв, вся вода, соприкасаясь с этой раскаленной лавой, испаряется и взлетает вверх. Это происходит оттого, что она соприкоснулась с самим огнем, который тут же ее превратил в пар! Подобно этому и правда Божия, когда Господь касается мира, не может оставаться в покое. Вот это и называется «гнев Божий». Как бы некий взрыв происходит при встрече нашей тьмы и нашей неправды с Божиим светом. Именно поэтому Господь умален в этом мире, именно поэтому Он скрыл от нас Свою силу.

В Священном Писании есть замечательное место: когда народ израильский идет по пустыне, Господь говорит: «Я иду вдали от них», то есть сопровождая их, «чтобы Мне не истребить их всех»! Почему? Потому что Господь есть «огонь попаляющий». И человеческое недостоинство рядом с Ним превращается в дым и в пар. Ни одна капля зла, совершившаяся в мире от начала истории рода человеческого, не может быть перечеркнута и сглажена. Все есть восстание против Бога! Как говорит нам Писание, «кровь убитых вопиет к Небу и всякое зло вопиет к Небу»! [37]