Восстань, спящий…

И теперь давайте представим, сколько такого зла совершалось на протяжении не только нашей памяти, а за все века, когда жили наши деды и прадеды, за все тысячи лет жизни человечества. Сколько было пролито слез, крови, сколько было совершено несправедливостей, жестокостей, всяческого оскорбления Божией правды! Если бы каждый грех был бы с малую песчинку, то поднялась бы необозримая глазами туча песка, которая закрыла бы само небо! И как вы думаете, разве может правда Божия остаться к этому безучастной?

Многие из вас помнят минувшую войну. Сколько было ужасного совершено за это время. А ведь так было всегда. Мы об этом вспоминаем с горечью и содроганием, потому что еще застали это время. А сколько было до того? И сколько совершается сейчас всевозможных преступлений, злодеяний по всему земному шару! И вы думаете, что Господь все это встречает равнодушно? Нет, мы знаем, что Он есть Бог правды и что каждое зло есть вызов Ему! Если бы Он приблизился и посетил этот мир, в один миг мы все были бы истреблены, потому что мы недостойны тех даров, которые Господь нам дал.

Но Он хочет, чтобы мы нашли верный путь, чтобы мы все–таки опомнились, чтобы род человеческий получил время для покаяния, чтобы каждый из нас смог найти дорогу к спасению. Вот для этого Он сам приходит на землю, для этого Он сам остается на земле и вместе с страдающими страдает сегодня, как Он страдал тогда на Голгофе.

Когда Он пришел, Он сказал: «Ныне суд миру сему». Значит, когда Его истина, Его учение, Его Божественная Личность явились перед людьми, уже настал Суд для людей. Потому что они должны были выбирать между правдой Божией и собственными грехами, своим самодовольством, суетностью, гордостью и многим другим, что человека отрывает и отвлекает от Бога.

Самый большой и самый страшный Суд начался в тот день, когда Господь явился перед народом и сказал им Свои первые слова: «Покайтесь — приблизилось Царство Божие». Это и есть начало Суда. И он продолжается и совершается над каждым из нас. Вы все знаете слова «Господь посетил». Что это значит? Иногда это тяжелые испытания в жизни, иногда выбор пути. Страшный суд постигает нас уже сегодня и здесь! Вспомним, например, Иуду: для него Страшный суд наступил в тот миг, когда он колебался, отойти от Господа или нет, и, может быть, просто отойти или же предать Его. Вот в этот момент на весах была взвешена вся его жизнь, все его дела.

Когда мы оказываемся перед лицом опасности, испытаний, выбора, трудности, болезни, горя — это и есть наш Суд, он уже наступил. И Господь в это время стоит и ждет, как мы поступим: пойдем ли мы к Нему или отойдем назад.

Он — Страшный суд, потому что здесь все наше взвешивается, вся наша жизнь: стоит ли она того, чтобы действительно называть ее жизнью, или все это было напрасно. Великое испытание. Оно ожидает также и каждого из нас в конце нашего земного пути. Потому что когда человек умирает, этот мир для него кончается. Для него наступает конец мира. Многие говорят: когда еще будет конец мира! Но для нас–то он наступит очень скоро!

Для нас он наступит в тот момент, когда мы закроем глаза на своем смертном одре. И тогда уже наступит наш первый, как называют это в богословии, «частный» суд, суд каждого человека. И перед нами, как на картине, развернется все, что мы с вами делали в своей жизни…

[Обрыв записи.]

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня вы слышали строки Евангелия о суде над миром. По–гречески «суд» — это кризис. Кризис, который будет не когда–нибудь через тысячи лет, а который начался с того момента, когда Господь явился на земле. «Ныне суд миру сему» — говорит Господь. Ныне — значит, сегодня. И к каждому из нас Он приходит на всех поворотах жизни. Когда нам приходится решать, думать и выбирать — это суд Божий. Суд — это прикосновение к Нему, суд — это близость к Нему. Это и страшно, и радостно, потому что от Него идет указание, в какую сторону повернуть нам русло нашей жизни. Суд — это очищение нашей совести, возрождение того, что в нас было покрыто грязью, землей и песком нашей собственной человеческой немощи и наших грехов. И поэтому, когда приближается время Великого поста, для нас это тоже время суда, но суда Божественного, беспристрастного и благословенного, потому что этот суд очищает нас, всегда очищает. Господь сказал, что Он пришел не погубить, но спасти. Значит, в этом суде Божием есть и наша с вами надежда, надежда великая на милость Божию, на спасающую силу нашего Господа.

Аминь.

22 февраля 1989 г.

Прощеное воскресенье