Восстань, спящий…

Кто хочет узнать волю Божию, ищите тишины. Кто хочет собрать свои мысли и чувства, ищите тишины, потому что наши мысли и чувства разбегаются, не подчиняются нам. Мы живем всегда в рассеянности, но истинная духовная жизнь человека происходит только в собранности, внутреннем уединении. Надо собрать свои мысли и чувства в тихий очаг в глубине сердца, чтобы там наступило молчание, в котором Бог произносит свое слово, обращенное к тебе. Если мы не будем заставлять, принуждать себя к молчанию, если мы останемся подвластными житейскому шуму, бесконечному бегу, то у нас вся жизнь пройдет на поверхности, без глубины, без духовности, без настоящей встречи с Господом.

Вот для чего нам сегодня напоминают о молчальниках, вот почему сегодня Церковь призывает нас бороться с пустословием, празднословием, напрасной болтовней, употреблением дара языка во зло себе. «Положи, Господи, хранение устам моим, и дверь ограждения уст моих», — говорит нам Священное Писание [41]. Вот об этом мы молимся, мы просим Господа, а Он ждет от нас, чтобы и мы поучаствовали, чтобы захотели этого, чтобы мы получили дар Божий — молчание в тишине Его благословения.

Аминь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Нынешнее воскресенье Великого поста Церковь посвящает памяти святителя Григория Паламы, который жил много веков назад и оставил нам свое великое завещание. Оно, в частности, заключается в том, что христианин должен любить, беречь, сохранять, пользоваться для своей духовной жизни молчанием.

Святитель Григорий был ученик и наставник молчальников. Для нашего времени это очень странная вещь — молчание. Потому что мы отвыкли от тишины. Век наш — век бесконечного шума. Шумят толпы, шумит транспорт, шумит радио — кругом шум! Это вовсе не так страшно, как мы думаем. Это нормально, естественно, жизнь идет своим чередом.

Сейчас уже не может быть такой тишины, которая была тогда, когда не было ни самолетов, ни шумящих машин, ни поездов. Вернуть это первобытное время уже нельзя. Но тем более именно в наше время шума, который уже создает трудности душе человеческой, мы должны дорожить тишиной, беречь ее, беречь те мгновения, которые у нас есть. Тем более мы должны вспоминать слова Спасителя, Который сказал: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне» [42]. Каждый из вас может проверить на себе силу этих слов Христа–Спасителя.

Мы без конца говорим, слушаем, мы без конца в суете. Но останьтесь на несколько минут в тишине, дайте утихнуть внутреннему шуму, шуму мыслей, буре чувств, и вы увидите, что в этой тишине говорит Сам Господь. Он касается сердца, пробуждает его — и вы действительно услышите голос Божий. Как важно из суток хотя бы несколько минут урвать для тишины, чтобы обрести покой внутри своего сердца. И это, конечно, совсем не просто.

Каждый из вас хорошо знает, как трудно нам собраться с мыслями, сосредоточиться, как трудно даже несколько мгновений побыть во внутренней тишине… Только соберемся с мыслями, как тут же возникают всевозможные суетные помыслы, бесплодные, нелепые, греховные. Все ополчается, все бросается на нас, чтобы нарушить эту тишину и этот покой. Вот и получается, что мы, трудясь, ежедневно работая, находясь в делах, не имеем отдыха для своей души, мы не можем укрепить ее, и она у нас чахнет без молчания.

Именно поэтому Церковь сегодня призывает нас подумать о том, какой это драгоценный дар. В молчании Бог говорит Свое слово. Те, кто обременен множеством забот, выделяйте время для того, чтоб побыть с Господом хотя бы пять минут в безмолвии. Те, кто живет одиноко, кто необщителен, — Господь посетил вас Своей тишиной. Те, у кого язык необуздан, кто много говорит, кто привык к многоглаголанию, — учитесь обуздывать язык, помня о святом молчании. Не в болтовне, а в тишине приходит к сердцу Господь.

Аминь.

Вот этому, дорогие, сегодня учит нас святитель Григорий. Именно потому среди других святых он выбран сегодня — как человек, которого мы просим в молитве: Святителю отче Григорий, научи нас сосредоточенности в жизни, дай нам в сердце тишину и благословенное молчание, в котором Господь произносит Свое слово.

13 апреля 1986 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.