Восстань, спящий…

Вот почему Господь — наш Спаситель. Вот почему только к Нему одному сегодня прибегают все. Взывает Его Пречистая Матерь, взывают Его праведники и святые, взывает Его святая Церковь, взывает каждый из нас!

Немощные, самые последние — веемы простираем руки к Тебе, к Тому, Кто простер Свои руки на древе. Ты наш Избавитель, Ты один можешь изгладить, сделать ничем нашу греховность. Ты один можешь сегодня нас преобразить. И если мы веруем в Твою спасающую силу, тогда мы и будем очищены Тобой! Возродитесь, говорит Господь, силой Моего Духа. «Придите ко Мне все труждающиеся, обремененные». Вот, дорогие мои, какой голос звучит с креста. А разве мы не труждающиеся, разве мы не обременены всей жизнью? И Он говорит: «Я успокою вас», — покой даст тем, кто в вечной тревоге, в вечном смятении. «Научитесь от Меня», — говорит Он. Иначе мы не можем к Нему прийти, только — учась у Него! А для того чтобы учиться, надо знать, каков Он. И поэтому святая Церковь дает нам образ Распятого, и она же нам дает святое Евангелие, чтобы мы увидели, каким является пред нашими очами наш Господь–Спаситель. Впрочем, Он сам говорит: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем».

Как нам это трудно! Кто из нас кроток? Кто из нас смирен? Как много в душе нашей смятения, гордыни, ожесточения, обид, притязаний — чего только нет в нашем сердце! И потому нет нам покоя. Ни днем, ни ночью — всегда в тревоге, всегда в смятении, всегда в недовольстве.

А нам с креста Господь отвечает: «Придите ко Мне, научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» [46].

Аминь.

15 февраля 1981 г.

Неделя Крестопоклонная

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Первые христиане очень любили на стенах своих храмов изображать Моисея в пустыне, потому что для Церкви Христовой он был прообразом спасения.

В Священном Писании рассказывается, что после того, как израильтяне, возглавляемые пророком Божиим Моисеем, пройдя через море, спаслись из рабства, они углубились в безводную и грозную пустыню, которая многим показалась куда страшней, чем рабство, угнетение, подневольная работа. И вот день, неделю, месяц идут они по неимоверной жаре, среди камней, среди выжженных равнин, среди скал. Люди погибают без воды, и нет ни источника, ни капли влаги; море осталось позади, раскаленное небо без единого облачка, а путь до Святой горы, куда они направляются, далек, да и никто не знает, сколько верст еще идти вот так, сбивая в кровь ноги.

И вдруг маленький кустик, и возле него источник. Люди бросаются, хотят пить и тут же выплевывают эту воду — горька она, как морская вода. А в тех землях, видно, залегали соли, они и превращали воду в непригодную, а источник этот назывался «мерра» — горечь. Представьте себе: уже надежда вспыхнула, в раскаленной пустыне — свежая вода, прохладная, бьющая из–под земли. Но она горька, ее невозможно пить… И люди заплакали от обиды, досады и отчаяния.

И тогда пророк Моисей погрузил древо в воду подержал его там, и вода постепенно стала пригодной для питья.

Это оживотворение источника, который был ядовит, напоминает нам о другом древе, которое водружено посреди нашей жизни, — Древе Крестном; мы стоим сегодня перед его изображением. Древо Крестное меняет горечь жизни на чистую, прохладную живую воду спасения, идущего от Господа. Недаром Он сказал — вы сегодня слышали в Евангелии, — что многие, стоящие здесь, увидят Царство Божие, пришедшее в силе. Царство Божие приходит через Крест Христов, через Его бесконечную, обнимающую нас всех любовь. Царство Божие есть мир, свет и спасение Христово.

Но можно находиться рядом с этим источником и не пить из него, можно ходить рядом с ним — и вода жизни все равно будет горькой, если мы будем жить по–прежнему: в себялюбии, в суетности, в гордыне, в осуждении друг друга. Если же мы хотим, чтобы вода спасения коснулась нашего сердца и оживила его, мы должны стараться твердо отринуть и осуждение, и превозношение, и ненависть, и злобу, и клевету — все, что отравляет нашу жизнь. И тогда мы увидим Царство Божие, пришедшее в силе, не где–нибудь, не после смерти, а уже здесь, в этой жизни. Тогда все будет говорить, свидетельствовать нам о Нем, о Господе нашем.