Восстань, спящий…

Поэтому в середине Великого поста мы выносим Крест Христов на середину, чтобы все могли видеть, в чем сила нашей веры. Чтобы все могли видеть, откуда нам черпать помощь, благодать, указание пути, поддержку и, наконец, спасение. Именно поэтому крест всегда на нас, и все мы стараемся никогда, ни на минуту с ним не расставаться.

Для чего мы носим его на груди? Для чего он не только увенчивает наши храмы, но находится в нашем доме и когда–нибудь воздвигнется над нашей могилой? Почему нам так важен этот священный и драгоценный знак? Потому что это есть знак присутствия Христа–Спасителя в нашей жизни и в мире. Знак того, что Он не оставил нас. Поэтому повсюду — в храмах, монастырях, домах и, как я уже говорил, на дорогах, там, где живут верующие люди, — они всюду ставят знак креста или изображение распятия. Простые грубые деревянные, высеченные из камня, огромные многометровые кресты, возвышающиеся на скалах над морем, маленькие медные крестики, которые люди носят на груди, торжественно украшенные богослужебные кресты, ажурные кресты, которые увенчивают купола, — все это виды крестов, все это — один Крест Христов!

Иногда спрашивают: «Какой крест правильный?» Правилен всякий крест, который есть истинный Крест Христов. Может быть он четырехконечный, каким он был в древней Церкви. У нас гербом нашей Духовной академии является такой древний четырехконечный крест. Может быть восьмиконечный с обозначением надписи над головой Спасителя и подножия ног Его. Важно, не как сделан крест, не из чего сделан, а что за ним стоит.

Нам так дорого всегда видеть, что красный крест — это напоминание о том, что первыми, кто стал заботиться о больных, были христиане, были монахи. Именно от них пошел знак медицины — красный крест.

Но если человек употребляет крест не так, как надо, он теряет свою силу. Это не волшебный талисман, это не колдовство. Если крест не исполняет того, чего хочет Господь, он становится бесполезным. Вспомните, что на германских самолетах, которые бомбили наши города и села, тоже были начертаны кресты. Но это был ложный крест. Эти люди отреклись от Бога и от Христа, и в память своих рыцарей на своих убийственных машинах ставили крест. Иногда уголовники, воры носят крест. Это им не помогает. Они думают, что это вроде ладанки, которая принесет им удачу.

Так что же такое крест на нашей груди? Напоминание о том, что Господь всегда с нами. И если мы хотим найти истинный путь жизни, то мы должны всегда себя спрашивать: «Пойдет ли со мной Господь туда, куда я иду?» Если бы тот вор, который любит носить крест, спросил себя: «Вот я иду на свое черное дело, действую против человека. А Тот, кто изображен на этом кресте, пошел бы Он со мной?» И мы себя так же должны спрашивать: стал бы я выражаться так, как я выражаюсь, в присутствии своего Господа? Говорить с людьми так, как я говорю? Действовать так, как я часто действую? Крест есть напоминание, как бы знак того, что мы всегда живем в присутствии Христа Спасителя.

Мы с вами уже не в первый раз проходим вместе Великий пост. И мы приходили десятки, сотни раз каяться в своих грехах. Мы все вместе убедились, как трудно человеку одолеть грех. Почти невозможно. Что я говорю: «Почти». Невозможно, просто невозможно! Побеждаем и снова падаем. Встаем и опять спотыкаемся. Человек пропитан грехом. «Во гресе роди мя мати моя», — говорит псалмопевец [53]. То есть грех к нам приходит вместе с нашей жизнью, плотью и кровью. Поэтому сам себя человек спасти, приблизить к Богу, улучшить не в состоянии.

Так учит нас Священное Писание. Так учат нас Слово Божие и Церковь. Но Священное же Писание и Церковь говорят, что у нас есть Спаситель. Есть Тот, Кто встал вместе с нами, не погнушался быть между падших и грешных и разделил с нами все человеческие страдания, для того чтобы быть нашим спутником и избавителем.

«Никто не приходит к Отцу как только через Меня», — говорит Господь [54]. Апостол Павел, созерцая эту тайну, говорит: «Спасаемся только верой в Иисуса Христа» [55].

Что мы приносим Ему в жизни, какие плоды, какие заслуги? Пыль одна! Никаких заслугу нас нет. Даже малейшее доброе дело у нас тут же сопровождается самомнением, самодовольством, похвальбой. Даже в малейшее стремление помочь человеку тут же вкрадывается и корысть. Куда ни глянь, все облеплено грехом, как грязью. Но есть рука, которая может смыть эту грязь, надо только всем сердцем этому поверить. Не колебаться, не сомневаться в силе Божией, не говорить — Бог меня оставил, бросил, не спасет. Не говорить, что я уже отверженный от веры. Это есть кощунство против спасающей любви Божией, любви Христовой. А постоянно в сердце свое вкладывать мысль, что Он может меня спасти. Кто еще, кроме того, Кто сотворил и небо, и землю, и меня, Кто может поднять из глубины, со дна рва греховного!

Вот почему мы носим крест. Он нам напоминает о спасении. Он наш единственный якорь, за который мы можем держаться, когда кругом бушует буря. Недаром на многих храмах крест как бы повторяет форму якоря. Это надежда на то, что Господь спасает. Это вера, то есть сердце, полное любви к Господу, и стремление отдать Ему ответную любовь за Его спасающую благодать.

«Кто мне может это сделать? — Никто! Есть и я, Господи; мне никто не нужен ни на небе, ни на земле», — говорит псалмопевец [56]. Поэтому, дорогие мои, в сегодняшний день, когда крест перед нами, когда он вынесен на середину и призывает нас прославить, отдать любовью за любовь спасающему нас Господу, подумайте о том, что мы с вами носим на груди. Какую драгоценность, какую святыню! И пусть она будет у нас не внешним знаком, а знаком того, что в сердце нашем начертан Крест Христов. Ибо тогда падший — поднимается, грешный — исправляется, люди, которые потеряли надежду, — обретают новую жизнь. Даже перед лицом отчаяния и могилы. И на этом Кресте начертано: «Иисус Христос побеждает, — Ника!»

Побеждает Христос, побеждает нас! «Сия есть, — говорит апостол, — победа, победившая мир» [57]. Вера наша — сила Господня, сила Креста Христова!

Аминь.