Христианос

потому что это нужно людям.

Где бы ты ни находился — в больнице, в армии, в институте на производстве… Дело обстоит так: либо вы делаете что–то что в конце концов нужно, без чего обойтись нельзя, либо этого не нужно делать вообще. И если ваш труд так или иначе необходим, то надо трудиться со смирением, твердостью, мужеством, скромностью, как Иосиф Плотник, который был призван и который так просто принял на себя свое служение.

Прекрасный образец Божьего труженика. Прошел по земле незаметным, остался в вечности. Остался хранителем Господа нашего Иисуса Христа…

Отрок Иисус брал у него первые уроки его ремесла… Если бы мы могли заглянуть в те дни, мы увидели бы дом с плоской крышей, двор, заваленный инструментами и камнями, седого старца, работавшего вместе с Юношей. Кто мог сказать тогда что в Нем, здесь — тайна спасения мира? Но Господь избрал Себе не дворцы, а эту бедную хижину плотника, чтобы освятить повседневный человеческий труд. Как драгоценна для нас эта картина в Назарете! Она показывает нам, что жизнь с Богом возможна в самой простой обстановке, среди самых будничных занятий.

Святые подвижники преп. Сергий, преп. Феодосий в своих скитах подражали этой жизни, выпекая хлеб, обрабатывая землю, строя дома.

Жизнь Иосифа проходила в работе, молитве и чтении Писания. И Господь был рядом с ним. Отныне же каждый из нас может совершать свои повседневные дела, храня Господа в своем сердце.

Научимся у св. Иосифа его смирению, праведности и трудолюбию и тогда Господь Иисус войдет и в наш дом.

Христианос III 1994 стр.89–118

ОТ РЕДАКТОРА

Дорогие читатели, публикуемый нами текст статьи о Александра Меня «О библейских пророках», к сожалению, не имеет первой страницы. Этот текст был написан в те годы, когда отец Александр и его прихожане подвергались преследованиям. Допросы и обыски были обычным делом. В один из таких дней духовная дочь отца Александра и редактор многих его трудов, Зоя Афанасьевна Масленникова, опасаясь изъятия рукописи при обыске, уничтожила первую страницу этой работы с заглавием и именем автора. Восстановить эту страницу, увы, невозможно, так как в архиве отца Александра текст этой статьи не обнаружен.

О библейских пророках

Мотивы, взятые из «пророческих» книг, звучат в средневековой поэзии и у Данте, Гете, Байрона, Ломоносова и Пушкина и многих других поэтов. Если бы пророки были лишь проповедниками древневосточных суеверий, они бы не вдохновляли творчества столь многих поколений. Революционные движения прошлого, как правило, писали на своих знаменах слова пророков. Укажем хотя бы на Томаса Мюнцера или на гуситов. «Кромвель и английский народ, по словам К.Маркса, воспользовались для своей буржуазной революции языком, страстями, иллюзиями, заимствованными из Ветхого Завета».

Некоторые думают, что Библия это одна книга, написанная одним автором, но на самом деле она писалась почти тысячу лет многими людьми. Само название ее по–гречески означает «книги» или «сборник книг». Среди этих произведений центральное место занимают книги, приписываемые «пророкам». В прошлом люди доверчиво принимали свидетельство предания и считали, что раз книга названа именем того или иного пророка, значит она им и написана. Но теперь мы знаем, что значительная часть «пророческих» книг принадлежит неизвестным авторам. Иногда под одним именем скрываются два или три писателя. Но в то же время в исследовании Библии критика установила, что главные книги пророков есть действительно их творения. Амос, Исайя, Иеремия и другие авторы «пророческих» книг были реальными историческими лицами. Они жили в древней Иудее между VIII и V веками до н.э. и оказали огромное влияние на мировоззрение своих современников. И не только современников. Вся европейская культура испытала на себе это влияние. Поэтому каждый образованный человек должен знать о них и о том, какое место занимали они в истории человеческого духа.

Двадцать с лишним веков, которые отделяют нас от времени деятельности пророков не могут служить оправданием для нашего равнодушия или насмешливого отношения к их движению. Для нас поэмы Гомера, церковь Покрова на Нерли или Рублевская Троица не есть лишь остаток старины, но вечно живое достояние культуры. Правда, образы пророков заслонены сусальной позолотой легенд. Но если мы сотрем эти наслоения веков с их произведений, то перед нами предстанут величественные образы живых людей, боровшихся, страдавших, искавших ответа на жгучие вопросы жизни.