Отец Александр Мень отвечает на вопросы слушателей
Я знал одну женщину, которая постоянно видела события, которые должны были происходить через месяц. Так, она видела своего будущего мужа, увидела какого-то ребенка погибшего. Она помогала искать пропавших детей. В чем тут дело? Это очень трудно нам осмыслить, но попытайтесь. Если вы представите себе хотя бы в малейшей степени то священное измерение, где времени нет (а ведь божественное измерение именно таково), то оттуда, условно говоря, все, что совершается на земле, видится целостной картиной. Не последовательное движение событий, а целостная картина. Из этого видения как бы некое поле сходит на человечество частично. Отсюда возможность пророчеств, предсказаний, которые всегда были известны в истории человечества. Многие люди имеют спонтанные способности как бы подпрыгивать над временем и видеть то, что еще должно произойти, чуть-чуть подниматься в измерения, где будущее уже есть. То есть вы не видите сразу всего процесса, а вы видите отрезок, но отрезок, значительно больший, чем наш непосредственный опыт в этой реальности. Ничего страшного, ничего тяжкого в этом нет. Этого надо не бояться, а просто знать, что это ваше свойство индивидуальное, это свойство вашей души. Если вы используете это во благо, то ничего в этом нет дурного. Это ваш дар. Говорят, что у Льва Толстого тоже был особый дар – видеть инфракрасные лучи, которые человек обычно не видит.
Что Вы думаете об известных фактах конкретного предвидения событий будущего? Действительно ли будущее уже существует?
Это довольно сложный вопрос. Мы привыкли, что вещь или существует, или ее нет. А на самом деле в глубине бытия многие вещи двоятся. Но есть какая-то точка, какое-то измерение, откуда видно будущее. Какая это точка? Та, которая находится вне времени. Если вы смотрите на процесс вне времени, вы видите его целиком, а не с начала или конца. Следовательно, мы с вами, обычные люди, находимся внутри процесса, и для нас он непредсказуем. Но мы же не можем стать на точку зрения божественную, вне времени. Значит, будем жить так, как будто впереди все непредсказуемо. И не надо склоняться к фатализму. Вперед, в открытый путь! В конце концов человек именно потому и отвечает за свои поступки, что будущее он творит, оно непредсказуемо. И зачем нам заглядывать туда, где это все видно? Это нам не под силу.
В Апокалипсисе есть явление Книги, и Книга эта – история мироздания, та, которая видна Богу из запредельных высей в законченном и завершенном виде. Не совсем то, что предназначено, – мы не будем употреблять такой жесткий термин, – а то, что вершится на самом деле. Нам трудно вместить это в наше сознание, в нашем измерении бытия всегда есть возможности идти направо или налево, но вот, если мы посмотрим назад, то увидим, что наш выбор уже нельзя изменить, где-то уже он был сделан. Где-то пишутся события. Кстати, это происходит по ту сторону времени, что означает выход за предел твари, так как тварь может находиться только во времени. В Апокалипсисе Иоанн так стремится узнать, что же будет, что даже плачет, – так ему горько, что будущее закрыто.
Сон – это отдых уставшего за день мозга или нечто большее?
Конечно, что-то большее. Я знаю, что когда я во сне черпаю отдых, это не только потому, что отдыхали клетки, а потому, что я в это время внутренне, духовно находился в каких-то других измерениях и с чем-то я там соприкоснулся. Я потом забыл это, но мне это дало новые силы.
Во время сна мы путешествуем по какому-то измерению. В этом измерении мы соприкасаемся с реальностями, и они одеваются для нас в одежды нашего сегодняшнего дня. У меня столько раз было, что я видел во сне какую-то совершенную ерунду, причем взятую из вчерашнего дня, но, когда я снимал покров, я видел, о чем это говорит. У одного моего знакомого была даже попытка найти законы этой шифровки. Конечно, это довольно рискованная попытка, потому что законы эти не универсальны, а он навязывал часто людям одни и те же символы, а символы эти личностно-индивидуальны. Тем не менее в каком-то мире мы пребываем. Но это совсем не мир высшего духа, это промежуточная стадия. Астральное измерение еще можно себе представить, а дальше… “изнемог высокий духа взлет”, как говорил Данте. Дальше нам все просто непредставимо. Но соприкосновение с иным опытом все-таки оказывается очень важным.
Как Вы относитесь к снам, в которых можно встретить умерших родных, маму, отца?