Отец Александр Мень отвечает на вопросы слушателей

Протестантские церкви, хотя у них нет таинства елеосвящения, также устраивают общие молитвы об исцелении. И сегодня, в наши дни, в нашей стране постоянно происходят эти массовые молитвы, довольно многочисленные, и вполне достоверны исцеления людей. Конечно, человек неверующий скажет, что это самовнушение. Но это пустые слова. Никто, ни один физиолог, психолог, медик на самом деле не знает, что такое внушение, что такое гипноз, что такое самовнушение. Пока это наукой не доказано. И природа этих вещей нам неизвестна. А мы знаем только одно: что человеческий дух – гораздо более сильное, мощное и многогранное начало, чем мы в своей жизни привыкли считать.

Не чреваты ли формы взаимодействия целителя с больными какими-либо темными демоническими феноменами?

Да, безусловно, это возможно. Более того, к величайшему сожалению, я наблюдал в течение многих лет чаще воздействие темного поля. Если бы наш внутренний мир имел какую-то зримую для глаза окраску и мы посмотрели бы, что поднимается, как облака, над скопищем людей, мы бы увидели, я думаю, темные и мрачные извержения каких-то демонических вулканов. Заметьте, человек внутренне совершенно по-разному чувствует себя в лесу и в городе. И дело не в шуме машин и не в том только, что воздух в дыму. Было время, когда воздух был лучше, но все равно разница оставалась. Потому что лес менее наполнен этими испарениями человеческих страстей, именно испарениями. В лесу их значительно меньше.

Соприкосновение с демоническим, темным, является опасностью и угрозой для современного человека. И для тех, кто вступил на путь духовной терапии, душевной парапсихической терапии, соблазн велик. Недаром столько было кудесников, магов, прорицателей, которые привлекали к себе Гитлера и многих иных вождей нашего столетия. Недаром этот политический демонизм окутывал нашу землю черным облаком так долго и еще не иссяк. Призвание целителя – противостоять этому черному облаку, нести в себе свет. Особенно это касается христиан.

Отрицаете ли Вы лечебную силу экстрасенсов? Ко всем ли видам гипноза должно быть недоверие?

Нет. Гипноз – малоизученный, но широко практикуемый способ воздействия духа на дух. Иногда он может использоваться как терапевтический метод. Очень осторожно, конечно, но может. И любой врач, особенно психотерапевт или психиатр, должен этим владеть.

Что касается экстрасенсов, то есть очень доброжелательные, духовно просветленные люди, которые обладают способностью целить. Мы не знаем природы этого дара, но знаем, что это дар ограниченный, люди с годами его теряют. Один экстрасенс говорил мне, что он чувствует это как донорство, чувствует, что он отдает что-то. Одним словом, не отрицая этого с порога, мы всегда должны относиться к этим вещам осторожно.

И еще одно. Когда вас лечит врач обычный, вы не вступаете с его душой в контакт. Но когда вас лечит врач парамедицины, вы очень часто вступаете с ним в духовный контакт, поэтому очень важно, кто этот человек, что в его сердце. Это уже не безразлично. Если ваши ухо-горло-нос лечит хороший отоляринголог, и он, предположим, что-то крадет из государственной казны, – это его проблема, пусть он лечит ваш нос. А если вы вступаете в духовный контакт с человеком с сомнительной внутренней природой, то лучше не надо… Вы говорите, сынишку годовалого подлечить нужно? Будьте очень осторожны! Это требует дифференцированного подхода.

Считается ли грехом для православного пользование сеансами Кашпировского?