Отец Александр Мень отвечает на вопросы слушателей

Насчет учения о карме в Евангелии ничего нет, как нет в нем и учения о перевоплощении.

Об этом меня все время спрашивают. Друзья! Важно, что душа бессмертна. Для меня более естественно, что после смерти она продолжает развиваться в иных мирах. Но если кому-то очень хочется, чтобы она возвращалась сюда… Поймите, не в этом суть. Важно бессмертие души.

В Евангелии говорится, что Илия должен прийти прежде и не узнают его. Ученики подумали, что речь шла об Иоанне Крестителе, то есть о перевоплощении. Как это правильно понять?

Христос шел по земле инкогнито. Он никогда не провозглашал: “Я Мессия, Я царь, Я Сын Божий”, а люди должны были понять и узнать и сами найти ответ на этот вопрос. И в критический момент Он не сказал: “Я Мессия, Я Христос”, – а Он сказал: “За кого Меня почитают люди?” Апостолы стали говорить: за пророка воскресшего, еще за кого-то… “А вы за кого?” И тогда Петр ответил за всех: “Ты Мессия, Сын Бога Живого”.

Но у них возникло сомнение: а как же древнее утверждение, что прежде чем придет Избавитель на землю, Его должен предварить пророк Илия и помазать Его на царство, то есть торжественно утвердить Его на служение? И тогда Христос ответил, что Илия был, и с ним поступили так, как хотели, и это был Иоанн Креститель. Разумеется, Он говорил в переносном смысле. А что касается учения о том, что Илия должен явиться еще раз, это не относится к перевоплощению. Согласно древней традиции, Илия не умер, а был скрыт в таинственных мирах. Вы помните икону “Вознесение Илии на колеснице”? Он был унесен, и не было его могилы, могилы не существовало. Он должен был вернуться живой, он не умирал. Вот в чем смысл этого предсказания, а не то что Илия умер, а потом перевоплотился в Иоанна Крестителя.

Как Церковь объясняет феномен летающих тарелок?

Друзья мои, есть характерное заблуждение, что у Церкви есть обязательно твердые догматические суждения по всем вопросам. Да нет никакого отношения у Церкви к летающим тарелкам! Просто нет. Я думаю, что и у меня нет. Если они когда-нибудь упадут на землю, чтобы можно было увидеть, потрогать, пощупать, тогда признаем это как факт. Если нет, то это может быть всегда или оптическим обманом, или атмосферным явлением, каким-нибудь неизвестным физическим явлением. Совершенно необязательно, что это инопланетяне. Это вопрос не веры, а науки.

Если можно, несколько слов об НЛО.

Сейчас люди часто превращают тему НЛО в некую псевдорелигию. Ничего относящегося к вере здесь нет. Мог Бог создать несколько человечеств во вселенной? Мог. Но не нам об этом судить. Если представители таких человечеств появятся у нас в поле зрения, мы их увидим. А если нет, все остальное – фантазии.

Почему все это так интересует людей? Потому что человек обладает тяготением к тайне. И это справедливое тяготение. Это верное ощущение того, что действительно мир есть тайна. Но у нас это здоровое тяготение часто воплощается вот в таких несколько примитивных формах.

Как Вы относитесь к творчеству Ники Трубецкой, к подобию ее стихов стихам Марины Цветаевой?

Я об этом много думал, и вот к какому выводу я пришел. Человек способен испытывать, назовем это так: телепатическое воздействие от умерших душ, эволюция которых чем-то затруднена или задержана. Есть такие души, которые плохо реализуются в своем развитии, их все время тянет назад, и они, образно выражаясь, вращаются вокруг земли, они связаны с местами своей гибели или каких-либо совершенных преступлений, и они индуцируют, они как бы проявляются через живых людей. Это может быть и через ребенка, и через взрослого. И мне кажется, что эта девочка – медиум, проводник какой-то души, недоговорившей, неосуществленной, блуждающей души.