Отец Александр Мень отвечает на вопросы слушателей

Теософия всех видов претендует на создание некой панрелигии, которая якобы соединяет все религии в себе. Я считаю, что это самообман. Все теософские доктрины в конце концов оказывались современной модификацией, как бы подновлением древних индийских доктрин, почти все они целиком связаны с Индией. Если вы хотите познакомиться с индийскими великими учениями, я рекомендую вам читать “Бхагаватгиту”, Упанишады, а не эти, так сказать, переделки.

Почему не может быть других воплощений Бога, ведь сейчас это сыграло бы такую значительную роль в преодолении общечеловеческой трагедии?

В 1911 году группа теософов рассуждала таким же образом: если Он являлся один раз, то почему бы Ему не явиться теперь? И они образовали целый орден, нашли мистически одаренного юношу Кришнамурти, внушили ему, что в нем воплотился Христос. Но ничего хорошего из этого не получилось, и он сам уже в конце 20-х годов отрекся от своей роли ложного мессии. Явление Богочеловека уникально, оно может повториться только тогда, когда история придет к своему финалу. Такова наша вера, мы не можем сказать ничего другого. Математически доказать иные точки зрения нельзя.

Верите ли Вы в просветительную миссию астрологии, теософии и оккультизма?

Нет, это затемнительная миссия, а не просветительная. Это уводит нас совершенно не в ту сторону. Оккультизм и мистика – это разные вещи.

Что Вы можете сказать о космическом коде, которым каждый вписан во вселенную?

То же, что про астрологию.

В астрологической литературе есть упоминание о том, что когда наступит эпоха Водолея, на земле появится человек – основатель новой религии для всего человечества. Что Вы знаете об этом?

Я думаю, что тогда это будет антихрист, потому что Христос есть Единый Господь.

Отвечая на вопрос об антропософии, Вы сказали, что это учение обращено на низший духовный уровень. Что значит “низший духовный уровень”? Как вообще понимать низшую духовность?

Мироздание устроено довольно сложно. Кроме материального уровня, есть еще несколько тварных измерений. И есть уровни, очень близкие к материальным, это, как теперь называют, “поля”. Поля, в которых может быть и негативное, и позитивное. Когда человек оказывается в таком мире, он принимает окружающее за высшую реальность. На самом деле это реальность более примитивная.

Что Вы можете сказать об отношении христианства к теософии?

Теософия, если брать ее как систему, основанную Блаватской, очень отличается от христианского взгляда на мир, Бога и человека. Потому что для теософии важнее развоплощение, уход от материи, которая рассматривается скорее как бремя, между тем как Евангелие смотрит на мир и жизнь как на создание Божие, как на место, где мы призваны трудиться. Кроме того, в теософии нет видения личного Бога, а у Блаватской, у Анни Безант это всегда переживание безличного Абсолюта. И наконец, вся история теософии показывает, что в ней было много поверхностного, скороспелого, незрелого. Взять хотя бы историю с попыткой превратить Кришнамурти в нового Христа. В этом была какая-то самодеятельность, это не органично, и явилось все это в результате духовного кризиса в Европе и России, поэтому и стало распространяться. Но все это суррогат, конечно, суррогат интересный. И Блаватская, и Анни Безант, и Кришнамурти – все это были яркие личности, но все-таки все это было вторичное.

Цените ли Вы Елену Блаватскую?