Отец Александр Мень отвечает на вопросы слушателей
Как молиться за детей, которые не смогли родиться?
Просто помнить, что души их все равно не погибли, они остаются чистыми.
Объясните слова молитвы: “Дай мне память смертную”.
Вот я всегда держу у себя в комнате череп, и когда одолевают печальные мысли, поглядишь на череп и вспомнишь о том, что духовное вечно, а тленное проходит. Вот это и есть “память смертная”. Надо помнить, что жизнь нам дана на короткий срок, и это мобилизует. И нравственную волю мобилизует, и не дает нам слишком сильно погрузиться в суету. Это очень полезная вещь – “memento mori” (“помни о смерти”).
Что Вы можете сказать о генетической памяти?
Надо сказать, что вопрос этот еще очень слабо изучен. Существует очень много гипотез, и неадекватных, и далеко не бесспорных. Но то, что гены и вообще все наследственные структуры могут нести в себе какие-то следы предков, это вообще довольно правдоподобно. Ведь теперь утверждают, что даже вода способна такие вещи удерживать. Но все это требует изучения.
Как относится религия к питекантропам, неандертальцам, шизофреникам в отношении полноценности их духа?
Во-первых, мы не сталкивались непосредственно с питекантропами и неандертальцами, за исключением, может быть, некоторых особо энергичных наших современников. А с шизофрениками – часто, с этим у нас хорошо.
Надо сказать, что это очень увлекательная, загадочная проблема. Каков был внутренний мир питекантропов и неандертальцев? Мы только знаем, что неандертальцы хоронили своих умерших. Все-таки это уже о чем-то говорит. Да, они были низшими существами по отношению к человеку, но что-то у них уже было, какой-то инстинкт. Пока решить это невозможно. Мы даже не знаем, насколько была развита у них речь. Конечно, у питекантропов и неандертальцев полноценности духа не было. У шизофреников может быть полноценность духа, но выход этого духа наружу, по отношению к другим людям, искажен.
Что можно сказать о дебилах, у которых отсутствует творчество?
Это тот же самый вопрос. Это невозможность духа проявить себя.
Произволен ли час смерти? Как он связан с готовностью души?
Я подозреваю, что связан. Но это большая тайна, и с моей стороны было бы дерзостью говорить больше.
Я много раз сталкивался с таким явлением, что в жизни, в нашей судьбе есть внутренняя логика. И хотя мы безмерно скорбим о преждевременной смерти Пушкина, есть какая-то логика в том, что он умер в расцвете сил, а не глубоким стариком.
Верите ли Вы в вечность человеческой жизни?