Отец Александр Мень отвечает на вопросы слушателей

В свете того, о чем Вы говорили, расскажите о крещении.

Крещение есть принятие человека в лоно Церкви. Совершает его не только священник, а сама Церковь в лице тех, кто собрался здесь, его близкие и его крестные. Священник от лица Церкви совершает это вхождение.

Существует некое поле благодати, и когда ребенок вводится в это поле, он что-то получает. Но это только семечко, которое посеяно вначале. Оно может прорасти, а может остаться непророщенным, тщетным. Так что крещение – это не биологическое, а духовное воздействие.

Что несет человеку крещение? Что несет оно для человека, крещенного в детстве, но неверующего, каковы, так сказать, последствия?

Если человек был крещен в детстве, а потом остался вне Церкви и хочет войти в нее вновь, он должен пройти вновь путь крещения. Мы не повторяем формально таинство крещения, но тут есть два элемента: вера и таинство. Крещение было без веры, значит оно должно, так сказать, получить подкрепление верой. Самая главная наша цель – это не войти в Церковь, в ее ограду как некой организации, а стать Церковью, стать ее частью. Понимаете, Церковь есть мы, не кто-то, а мы. Церковь – это все, кто верен Христу. Крещение есть присяга Ему, согласие стать Его учеником, сыном, последователем, сотрудником. В каждом члене Церкви должен воплотиться Господь Иисус. Когда вы живете, надо чувствовать образ Христа, как он в тебе воплощается.

Почему в Церкви не разрешают вспоминать умерших некрещеных людей?

Объясняю. В Церкви можно молиться не только за людей некрещеных, но даже за животных, за скот. У нас есть специальная молитва за больную скотину и пр. О чем идет речь? Об ошибке! У нас существует таинство Евхаристии, которая включает в себя только крещеных, которые поминаются в алтаре у чаши, когда подана записка. А молиться можно за всех. Иногда молодые неопытные священники все это путают и говорят, что нельзя и молиться. Это неверно.

Возможно ли спастись без крещения и без причастия?

Вопрос богословский, может быть, не всем из вас интересный и понятный, но тем не менее он важный. Потому что словом “спасение” у нас часто злоупотребляют, и некоторые понимают его очень упрощенно, что спасенный человек – это тот, кто умер и получил немедленно блаженство, а погибший – это тот, кто умер и повергнут во “тьму внешнюю”. Но спасение – это другое. Если мы внимательно будем вчитываться во всю Библию, в Ветхий и Новый Завет, мы увидим, что спасение там означает избавление от ложной, пошлой, слепой, извращенной, поверхностной жизни и приобщение к жизни полной, прекрасной, божественной. Вот что такое спасение. И один человек может зачерпнуть его ложечкой, а другой может получить его в огромном количестве.

Спасение – это величина непостоянная. В Евангелии рассказывается, как Христос пришел к негодному сборщику пошлин Закхею и сказал: “Днесь спасение дому сему”. То есть сегодня, здесь. Этот человек проявил нравственную высоту – почитайте об этом в Евангелии от Луки, – Закхей обрел спасение здесь и сегодня. И гибель тоже может быть сегодня. Когда Христос говорил о мире, который враждебно Его встретил, Он говорил: “Ныне суд миру сему”. Ныне – не завтра, не через миллион лет, а ныне, сегодня. И поэтому сегодня суд и сегодня спасение, и всякий, кто живет со Христом, во Христе, в свете, он уже обретает переживание спасения, соприкосновение с Ним. И если человек находится вне христианства, то мы не имеем права говорить, что он абсолютно лишен такого переживания. В какой-то степени это переживание, эта реальность полноты возможна и вне христианства. Но полнота дана только через Иисуса Христа, в Его Церкви.

Вы спросите: почему в Его Церкви? Потому что человек – не изолированное существо, потому что жить во Христе – это не значит сидеть дома и читать книжечку, а это значит жить с людьми, трудно жить, мужественно жить. Христос собрал учеников, создав из них первую Церковь, из двенадцати человек. И вы прекрасно знаете, что это были простые люди, такие же, как мы, которые ревновали, спорили, боялись, не понимали. Для чего Он это сделал? Чтобы мы с вами не падали духом, чтобы мы не сказали: ну да, Он набрал Себе титанов, а мы-то разве можем за ними угнаться? Но за такими, какими были Петр, Иоанн, Матфей, угнаться можно, они были обычными людьми, и в этом заключен Евангельский призыв. Значит, спасение – это есть тайна Божия, спасение человек может пережить уже здесь, но может потом и потерять. И вот здесь открывается смысл слов “страх Божий”. Страх Божий – это не значит бояться Бога, как мы боимся молнии или электрического разряда, страх Божий – это значит бояться потерять Его, потерять чувство полноты, чувство вечности, чувство божественного. Это самое высокое, поющее чувство в человеке, даже когда человек этого не сознает. Но он может его потерять, и потерять надолго, а может потерять это навсегда – вот чего следует бояться.

Когда христиане крестятся во время молитвы, какое таинство происходит?