Отец Александр Мень отвечает на вопросы слушателей

Какое значение имеет покаяние?

Если человек сделал зло и потом что-то его трясло и он вдруг опомнился и пошел в церковь поставить свечку, то это, конечно, символический знак покаяния. Но без настоящего внутреннего покаяния эта свечка ничего не будет означать. Это будет пустая форма. Библия учит нас: “Милосердия хочу, а не жертвы”, – говорит Господь. И если человек действительно кается, он должен исправить зло, которое он сделал, перестроить свой внутренний мир, для того чтобы жить под знаком других ценностей. Только тогда все то, что он внешне делает, будет иметь смысл.

Рассказывали, что в старину на Волге жил один купец, который каждый раз, когда он, совершая какой-нибудь оборот, обманывал людей, приносил в храм в жертву большую свечу. Но это была пустая попытка обмануть себя и Бога.

Почему Дух Святой, который сходил на крещаемых во времена апостольские, давал такую силу, веру и любовь? Сейчас совсем не так. Неужели люди нашего времени хуже и менее готовы к принятию благодати?

Вопрос трудный. Во-первых, у нас крестят младенцев, и мы не знаем, что младенец ощущает в это время. Во-вторых, когда крестим взрослых, мы крестим их индивидуально, а крещение должна в принципе совершать сама Церковь, вся. Должны молиться все. Дух Божий не пришел на апостолов единично, Он сошел, когда они были все вместе, все собраны в горнице. И Господь обещал: “Я приду к вам, когда вы будете вместе”. И вот наша разобщенность, наше отсутствие братских связей приводят к тому, что действие Духа Божия не очень заметно.

Обязательно ли быть посвященным в католики или в православные? Как сделаться христианином вообще? Нужна ли для этого процедура крещения или достаточно чувствовать себя таковым?

Я не могу вам ответить, ответил Сам Христос. Он сказал: “Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца, Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам”. Значит, крещение – это не придумка Церкви, а это заповедь Христова. Что касается принадлежности к Церкви, то опять-таки Христос сказал, что Дух, который Он пошлет от Отца, – Он пошлет общности людей, Церкви. Он не хочет, чтобы мы разобщенно шли по пути. Церковь есть общность людей, и приобщение к ней – приобщение ко Христу.

Что такое церковный обряд? Есть ли это некое театрализованное воплощение евангельского пути, некоторые символы христианства, воплощенные в действие?

Да, конечно. Дело в том, что ведь обрядом пронизана вся наша жизнь: пожимание рук, поцелуй, приветствие. Когда мы уходим и машем рукой, то это тоже обряд. Обряд – естественное выражение чувств живого человека, поэтому он нужен.

Вы говорите, что христианская религия должна была образумить языческое по своим нравам общество. Но не является ли Православная Церковь язычеством? Ведь очень многие посещающие церковь люди верят только в форму, а не в содержание: в церковные обряды, поцелуй иконы, креста, руки священника и др. Не является ли это язычеством?

Дело в том, что, еще обращаясь к фарисеям, Христос говорил о том, что форма, лишенная содержания, не угодна Богу. А за много столетий до евангельских событий так говорили пророки. Что касается Церкви: да, если мы вот так поступаем, мы попадаем в разряд язычников. Но это все-таки искажения, а не норма.