Отец Александр Мень отвечает на вопросы слушателей

Расскажите о постах.

Что касается соблюдения поста, то мы не для Бога это делаем, а для себя. Практика воздержания является полезной для человека, и она дает ему немало для его духовного укрепления. Но нельзя из этого делать некий культ поста. Есть люди, которые терзают свою семью, постясь. Здесь необходимо считаться с реальными возможностями, состоянием здоровья, условиями жизни и так далее. Пост не ограничивается тем, что человек в какие-то периоды времени ест то или не то. В пост мы не едим животной пищи. Это прекрасно для укрепления воли, для освобождения тела от каких-то излишних моментов. Скажем, яд, который содержится в трупах, которые мы пожираем, конечно, отражается на человеке. Иные спрашивают меня: “Почему Христос вообще не запретил есть живую пищу, животную?” Потому что тогда человек стал бы погибать от голода. Мы знаем, что в некоторых странах, где не едят животной пищи, там голод приобретает характер глобальный, там гибнут миллионы и миллионы людей. Пока люди не научились иначе обходиться, жертву животных они должны принимать. В нашей жизни животные, как говорил один мудрый человек, играют огромную жертвенную роль. Это жертва неосознанная, но мы должны ценить ее и благоговейно относиться к живым существам.

Так что же такое пост? Это высекание из себя, из скалы собственной натуры, страстей. Великий скульптор, когда его спросили, как вы делаете статую, сказал: “Я беру камень и убираю все лишнее”. Так вот, всю жизнь мы должны все лишнее из себя убирать. Каждый из нас ваятель, – так сказать, Микеланджело своей души, своей натуры, своей воли. Вот это и есть пост. Многим хочется обойтись без отказа, но подумайте: разве можно, скажем, служить науке, искусству, спорту без каких-то форм отказа от чего-то? Даже школьник должен от чего-то отказаться, чтобы что-то усвоить. Да в сущности и ребенок, когда он выходит из состояния младенчества, уже знает, что что-то он должен преодолевать. Так начинает коваться человеческий дух, человеческая личность.

И, наконец, можно сказать, что пост есть форма отдачи, отдачи своего богатства. В каком же смысле? Ты имеешь время? – отдай его. Чем больше ты отдаешь, тем больше ты получаешь. Любовь, терпение, труд, забота. Мы все это страшно растеряли и наивно полагаем, что это просто сентиментальность, что с этим надо покончить, что пора перейти к новым, жестким формам. И перешли. В результате состояние общества на грани жесточайшего кризиса, глубочайшего, на грани катастрофы. И это только цветочки, потому что человек не может безнаказанно идти против своей природы, а природа человека двойственна, она духовная и физическая. Почему Христос говорит, что не хлебом единым жив человек? Потому что человек стоит на грани двух миров, и в нас живет вся вселенная, вся природа живет в нас, но в нас живет и дух, а это дар свыше, это не то, что получилось в результате эволюции. Этот дар мы должны не просто оберегать, но и развивать.

Как поститься вегетарианцу?

Раз Вы вегетарианец, то надо отказаться от чего-то еще. Всегда найдется, от чего отказаться.

Существует мнение, что форма куполов православных храмов связана с фаллическим культом. Так ли это?

Дело в том, что первые купола православных храмов – византийские – символизировали купол неба. И они не могли быть связаны с фаллическим культом, потому что это были плоские купола, как бы имитирующие купол небосвода, как его представляли древние. И кто из вас видел хотя бы на фотографии святую Софию Константинопольскую, знает это. Но потом, в силу развития эстетических норм, на Кавказе и в России, и одновременно в Византии эти широкие купола стали сажаться на узкие барабаны, и это действительно напоминало древние фаллические памятники, и ничего в этом ни унизительного, ни ненормального нет, потому что языческое и христианское искусство развивались довольно близко.