Радостная весть. Сборник лекций

Это родственное. Медитация использует силы души определенным образом, для того чтобы собрать ее воедино. Термин, кстати, «медитация» вовсе не индийский, и не теософский, и никакой не кришнаитский, а он просто пришел из обыкновенной средневековой церковной практики. Это церковная практика латинская. Там богомыслие, наше богомыслие, называлось медитацией, размышление на какую–то тему. Вот. Человек приходил, становился перед алтарем, у него были четки, и он имел определенные темы для размышлений священных, стоял на коленях, читал " Отче наш…», «Богородицу», и размышлял. Эта практика развивается и создается и поныне в рамках христианства. Нам нет нужды искать другого.

Как вы думаете, связана ли рок–культура, рок–искусство с оккультизмом и втягивают ли

какие–то ,по крайней мере, отдельные виды рок–искусства человека в черную магию, в служение сатане…в сатанизм ? И второй вопрос сразу я задам, он связан с фильмами Андрея Тарковского — был ли он проповедником христианства, по вашему мнению, или через его фильмы шел ток каких–то иных духовных, допустим эзотерических, знаний?

Вопрос тяжелый. Значит так. На первый вопрос ответ краток. Раз существует рок–литургия, следовательно рок–музыка не является par exens , так сказать, по существу сатанинской. У меня есть пластинка с, вот, Beatles : отличная! Замечательная! Вдохновенная! В Польше ее исполняют. Прекрасная. Современная молодежь…во..одни понимают, другие–нет. Вот. Вы знаете, я однажды с друзьями, коллегами, спел наши некоторые песнопения православные моим друзьям старообрядцам. Они говорят: да что это у вас, какие–то пляски просто?! Правильно. Потому что у них совершенно другая мелодическая основа поэтому. Они так поют: Христо–о–о–ос воскре–е–е–се из ме… это будут полчаса петь. А у нас можно секунду, это как марш поется! Каждая эпоха и каждая культура имеет свой ритм. Вот.. и когда поется пасхальный канон, вы наверное на Пасху были, слышали, поется быстро–быстро, во.. это взято Римским–Корсаковым в «Снегурочку» : «Воскресения день, просвятимся люди…Пасха… Пасха» и так далее. Вон. Это почти плясовая музыка. А найдите пластинку с, болгарскую кажется, с пасхальными песнопениями, византийскими, созданными в XI веке.

Вам покажется, что вы слышате муэдзина, что это поют масульмане какие–то. Это растянутое восточное пение… значит каждая культура, каждая эпоха имеет право создавать то, что ей созвучно. Вот наш Митрополит Ювеналий, недавно выступая по телевизору, ему задавали аналогичный вопрос, он говорит: «Если….вот молодежь, я не понимаю этой музыки, но если она может в этом выразить как–то свое…свой дух — то прекрасно.» Возьмите вы оперу Jesus Christ–Superstar — отвратительное там…либретто, безумные слова — Слава Богу, что их никто не понимает! — вот, но музыка — отличная и она местами очень одухотворенная, живая. Просто великолепная! Значит дело не в рок–музыке, а в том как она употребляется. Демонической можно было сделать даже симфоническую музыку, очень хорошо, преспокойно — сделать ее оккультной. Давайте вспомним Скрябина. У Скрябина были идеи…а ведь он не рок–музыку писал! Скрябин прямо ориентировался на оккультизм, он был антропософом, вот.. но он без всякого рока достигал….вот…

Второе–отношение к Тарковскому. Тарковский был очень неоднозначный. Мы к сожалению с ним мало встречались, хотя учились вместе в школе. Он шел очень сложным и трудным путем. И действительно вы правы — у него были увлечения восточными разными доктринами. И я видел в этом только одно, что это творческий, мечущийся человек, не мог найти себе истинный христианский источник — не мог, фактически не мог. И вместо этого читал там разные теософские книги. А что, если бы он…ведь мы выросли в сталинское время, мы жили, учась в школе напротив Плехановского института. Что нам вбивали тогда в головы? Ничего не было. Из–под полы мы могли читать только… я читал церковные книжки из–под полы, а он доставал теософские. И что попало — то и читали. Но как мне говорили впоследствии — с ним произошли определенные трансформации в сторону христианства, и поэтому он заповедал себя похоронить по–христиански. Что касается, вот, его фильмов, то… вот «Жертвоприношение»..

Да…

…я его не понял. Мне показалось, что он сам… он что–то искал, но не нашел, а «Андрей Рублев» — это

фильм в котором он приблизился, еще не понимая о чем идет речь, но он уже чувствовал очень важные христианские истины. И одна из этих истин заключалась в том, что, как говорил один поэт прошлого: «Чем ночь темней, тем ярче звезды. Чем ближе…чем горше скорбь, тем ближе Бог».

Вот в этом кошмаре истории, как чудо родилось видение Святой Троицы Рублева. Ведь это было так! И Тарковский сумел это показать. Ведь мы забываем, когда мы говорим об ужасах нашего времени, мы же забываем о том, что окружало создателя «Троицы», «Звенигородского Спаса» и других икон. Окружало именно это, то что показано в этом фильме. Пусть сгущенно, но показано, к сожалению, объективно сравнительно. Да, жизнь была горькой и страшной, но «Свет во тьме светит..». Вот Евангельский эпиграф для фильма «Андрей Рублев». Ну это вот почти все, что я мог бы сказать.

Здесь конечно можно распространяться об этом долго… Да?

Большинство восточных учений считает, что зла объективно нет. Что есть только незнание, есть невежество, а христианство предполагает именно …существо… зла..

Да. В общем мы, христиане, не отрицаем, что зло очень часто проистекает от незнания или «авидьи», как говорят восточные. Но это только часть дела. Есть зло как таковое, метафизическое зло, есть демоническое начало, и поэтому трудно согласиться с таким платоновским взглядом, что зло это только недостаток добра. Нет, зло это искажение сотворенного, это извращение твари. Но эта тема очень большая и сложная, и если говорить о ней, то надо говорить только о ней.

Как вы относитесь к утверждению, что зло — оно доминантно, а добро — рецессивно? Это вот, ну…