Радостная весть. Сборник лекций

Это две разные вещи. Я могу их так сравнить: одно — это не пустить себе жильца в квартиру, а второе — это, пустив, убить его. Может быть довольно примитивное сравнение, но что делать? Понимаете, католическая церковная практика запрещает контроль над рождаемостью. Православная церковная практика не имеет никакого… никакой санкции определенной. Я обращался по этому вопросу к нашей церковной власти, наш митрополит сказал, что это дело дается на усмотрение, личное усмотрение священника. Я считаю, что контроль допустим. Человек имеет право властвовать над природой. Он не считает, что если у него растут волосы, он должен их оставлять такими, как они есть. Мы все–таки их стрижем, а не говорим, что Бог дал, так будем растить до земли. Или ногти тоже — ведь Бог дал ногти — давайте сделаем, что бы они были метр, вот такие завитые. Таким образом, человек над различными сферами свой жизни кон… контроль ведет. Он болеет — он лечится. Церковь благословляет лечение. Если он, по тем или иным морально оправданным причинам, не может иметь больше, там, детей, я думаю допустимые меры вполне оправданы. Но если ребенок зачат, если он уже существует, как живое существо, какой бы он маленький ни был, микроскопический, он уже для нас — неприкосновенен. Он уже человек, перед которым мы должны благоговеть. Совершить его убийство, пролить кровь, это значит матери убить свое невинное дитя. Мы как–то потеряли это сознание, и все эти псевдотермины, там, аборт, прерывание беременности, можно называть, там, отрубание головы, отчленение головы, там, от туловища. Нужно найти термины такие, приличные, но суть не меняется. Вот. Я достаточно ясно ответил.

Да..да..

А правда, что в семинариях изучают, это… телевидение и всякие технические науки?

Нет.

Скажите пожалуйста, как вы относитесь к Честертону? К его эссеистики на религиозные католические темы.

Вы все, наверное, читали детективные рассказы Гилберта Кийта Честертона. Сейчас опубликованы его, том его публицистики. Кроме того он еще был религиозным богословским писателем. Эссеистом. И мне его, ну, отвечая на вопрос, мне его произведения очень нравятся. Это тот дух, который мне родственен глубоко, хотя, конечно, у него есть свои там мнения, воззрения, но дух его, дух жизнеутверждения, веры, оптимизма, светлый дух этого веселого человека, который любил жизнь, пил много пива, поэтому был очень толстым, вон…. Но был истинный христианин! Больше, чем иной тощий, который пьет только воду. Вот так я думаю о Честертоне. Ну вот, дорогие мои, мы…

Как вы относитесь к учащающимся стихийным бедствиям, в частности, вот, землетрясение в Армении, это как Божья кара рассматривается?

Вы знаете. Не надо считать, что Бог — это человек. В Писании так и сказано: «Ани Элохим, ве–ло адам» — «Я–Бог, а не человек» И мы себе представляем Бога в роде какого–то полицейского, который, там, сверху карает. Это неправильно. Это глубокое… это грубое искажение действительности. Бог создает единый нравственный миропорядок, в него включается человек, в какой–то степени — природа. И природа, я уверен, я убежден, что она реагирует на наше зло. Она до какого–то порыва терпит–терпит, и потом вдруг она вздрагивает и дает какие–то реакции. Вот. Эти реакции проявляются физически. Как у человека может быть нервный тик, это физическое явление, физиологическое, но это отражает его душевное состояние, так тектонические процессы могут отражать в природе… слепо, конечно, природа это стихия, но она вздрагивает. И животные, вот возьмите — собака, она же чувствует настроение хозяина, кошка чувствует. Лошадь чувствует состояние своего хозяина. Все живые существа. Говорят. Что и растения чувствуют, есть такая точка зрения, она спорная, но все–таки она существует. И вот когда поднимаются волны ненависти, природа может, я не утверждаю этого, но я думаю, что может слепо, безумно, но реагировать на это. И мне кажется, что проглядывая историю с ее катастрофами, почти всегда они как–то совпадали с нагнетанием такой черной ауры в регионе. Поэтому это не наказание, а результат. Как–то связано это.

Отец Александр, вот значит это не моя версия, так, но, вот, есть такая тоже версия… Вы можете согласитесь об этом. Что вот, например, также, как животные предчувствуют так, так тоже здесь, наверное, вот, наверное, вот такое, вот иррациональное…

Ну я примерное это же и сказал…да… да…

Это, конечно, стихийное, это не сознательное, нельзя считать, что земля сознательно взяла и стала колебаться. Нет, но есть какие–то силы в природе, которые не могут оставаться равнодушными, когда нагнетается волна ненависти. Они вздрагивают и напоминают нам о том, к чему мы, люди, призваны.

Как возродить духовность? Это первый вопрос…

Да…это только первый. Это только первый…. Как вообще возродить духовность?

…и все прочее, так? Развитие христианской, вот, религии, вот, теологии, Как, что сейчас, в каком направлении сейчас развивается диалог?