Радостная весть. Сборник лекций
— Вы знаете, я с ним не знаком. И только узнав, почувствовав его непосредственно, я мог бы, наверное, сказать, что же такое в нем есть.
— В свете того, о чем вы говорили, расскажите о таинстве крещения, которое совершает священник.
— Крещение на самом деле совершает не священник. Он только внешне его совершает. Он представитель Церкви. Крещение, то есть принятие человека в лоно Церкви, совершает сама Церковь в лице тех, кто собрался здесь, близких и крестных этого человека. Священник от лица Церкви совершает это вхождение. Да, конечно, существует некоторое поле благодати, назовем это так, и когда ребенок вводится в это поле, он что–то получает. Но это только семечко, которое посеяно вначале. Оно может прорасти, а может остаться непророщенным, тщетным. Так что это не биологическое, а духовное воздействие.
— Возможно ли духовное целительство психически больных пациентов?
— Это вопрос довольно сложный. Я вам скажу, почему. Когда человек болеет соматически, сознание его может работать нормально. И здесь происходит встреча двух воль. Христос поэтому и говорит исцеленной женщине: «Вера твоя спасла тебя». Потому что она должна была идти навстречу Его потоку. Они должны были соединиться. У человека с душевным заболеванием воля очень часто находится в состоянии неуправляемом. И внутренне стать в позицию глубочайшей открытости ему труднее, чем человеку со здоровой психикой, но с тяжелым физическим заболеванием. Однако у людей, личность которых наиболее сохранна, возможно такого рода исцеление. Но я думаю, что здесь необходимы особенные условия: может быть, действительно, молитва всей Церкви. Я такие случаи знаю, но я согласен с вами, что излечения психических заболеваний встречаются значительно реже, чем исцеления болезней соматических.
— Какое значение для исцеления имеет покаяние больного и важно ли это вообще?
— Если человек сделал зло и потом что–то его мучило и трясло, и он вдруг опомнился и пошел в церковь, конечно, он может поставить свечку — это символический знак покаяния. Но без настоящего внутреннего покаяния эта свечка ничего не будет означать. Это будет пустая форма, это будет бесполезное. Библия учит нас; «Жертва Богу — дух сокрушен». «Сокрушен» — значит «кающийся». И еще одно: «Милосердия хочу, а не жертвы», — говорит Господь. И такой человек, если он действительно кается, он должен исправить зло, которое он сделал, перестроить свой внутренний мир для того, чтобы жить под знаком новых ценностей. Вот тогда все то, что он внешне делает, будет иметь смысл. А если он будет действовать иначе, как рассказывали: в старину на Волге один купец каждый раз, когда совершал какой–нибудь оборот и обманывал людей, он приносил в жертву большую свечу в храм. Но это была пустая попытка обмануть себя и Бога.
— Что вы называете трансфизической реальностью?
— Трансфизической реальностью я называю всякую реальность, которая стоит «транс», то есть по ту сторону того, что может быть измерено нашей аппаратурой, нашими органами зрения и так далее. То есть это реальность за пределами физического.
Первая трансфизическая реальность, которой мы все обладаем каждый день, это само наше сознание, наша мысль, наш дух. Нет такого аппарата, который мог бы определить, пощупать дух. Мы можем с помощью аппаратуры изучать биотоки мозга, можем изучать множество физиологических процессов, происходящих в центральной нервной системе, но центральная нервная система — это видимая вещь, ее можно отпрепарировать на образце, а дух, волю — не отпрепарируешь. Однако он есть, он–то и есть самое главное в человеке. Нервная система есть и у обезьян, и у кошек, и у муравьев. Трансфизическая реальность — это дух в нас и вне нас.
Когда мы соприкасаемся с различными проявлениями этой реальности вне нас, то многое зависит от того, под каким знаком она идет. Какова ее духовность. Она ведь поляризуется. И надо чувствовать, какое это поле, отрицательное или положительное. Есть элементарный критерий для проверки того, с каким знаком был полюс. Если вы пережили какое–то необычайное состояние света, подъема, а в итоге — похмелье, оскомина, тяжелое настроение, значит это было не то. Если вы пережили что–то такое даже бледное, не слишком эффектное, даже совсем не почувствовали ничего, но потом ушли с чувством просветленности, облегчения, подъема, значит, — это Божие.
— Расскажите, что такое судьба.
— Коротко. Генетика — это наша судьба. Вот вы получили от родителей черные глаза, это судьба, вы не можете заменить их — если только искусственные вставить. Дальше. Во внутриутробном развитии эмбрион, и в какой–то фазе из него развивается мужчина или женщина. Стал, например, мужчиной — это тоже судьба. Есть множество факторов, которые влияют на жизнь человека и составляют сумму того, что мы называем судьбой.
Но судьба — это не есть жесткая необходимость, детерминированность. Напротив, дух бросает вызов судьбе. И дух человеческий с помощью Духа Небесного, он может взять судьбу в свои руки. Мы знаем много святых людей, которые от природы должны были быть желчными, раздражительными, злобными. Это была их судьба, по наследственности, по типу темперамента, по типу конституции и характера, по болезням, которые их мучили. Был один святой, у которого была болезнь почек и печени. Это обычно делает людей очень желчными. Он жил в эпоху очень смутную: общественные кризисы, перевороты, конфликты и войны. Но он сохранил невозмутимую кротость среди всех бедствий. Он бросил вызов судьбе. И он ее победил.