Радостная весть. Сборник лекций
— Мне трудно ответить на этот вопрос. Во всяком случае, крещёние снимает что–то родовое, безусловно.
— Признаёт ли Православная Церковь святое копьё и кусок Ноева Ковчега, хранящиеся в Эчмиадзине?
— Ну, формально у нас свидетельств никаких таких не было, никто вопрос этот не поднимал.
— Бог создал человека, но Вы только что признали существование синантропов и питекантропов. Так кого создал Бог — питекантропа или человека? Как Вы относитесь к теории Дарвина?
— Покойный Чарльз Дарвин понятия не имел о питекантропе, потому что его открыли после смерти Дарвина. А как Бог создал человека? Вот представим себе художника, который рисует картину. Вот он натянул холст, вот он сделал эскиз, вот он нанёс первый слой краски, и так далее, и так далее. И мы каждый раз будем спрашивать: так что же он создал, холст или картину? Или — эскиз или картину? Человек создан Богом не сразу, а с помощью развития, на основании законов, которые создал сам же Бог.
— Как Вы относитесь к снам, в которых можно встретить умерших родных: маму, отца?
— В общем, довольно часто, я убеждён в этом, что именно во сне умершие родные вступают с нами в какой–то контакт.
— Какое учебное заведение Вы окончили?
— Я по светскому образованию биолог, кончал также духовную семинарию и Академию.
— Расскажите, пожалуйста, о теории возрождения Фёдорова. Он считал, что возможно лишь всеобщее воскресение.
— Да, это очень интересно. Я думаю, что о Фёдорове мы будем говорить в конце, когда будем говорить о воскресении.
— Как будет происходить Второе Пришествие и Страшный Суд?
— Всё, что мы имеем в Библии, дано в символических образах. Но в наш век катастроф и ужасов конец истории представить себе довольно нетрудно. Если посмотреть что–то вроде фильма Лопушанского или что–то ещё, можно себе представить.
— Расскажите о «Розе Мира» Андреева, но не о тех главах, которые печатались в «Новом Мире».
— Я не читал этих глав, но я читал её целиком, но давно, лет двадцать назад. Меня часто про неё спрашивают. Я убеждён, что у Даниила Андреева был настоящий опыт духовного мира, но как поэт и художник, он этот опыт интерпретировал по–своему, изображая это в таком фантастическом виде.
— Зачем креститься, это лишь формальный акт, так как есть люди крещёные нехорошие. Наоборот, надо быть просто честным.
— Ну, это замечательно, когда человек просто честен. Но когда Христос призывает нас к себе, и ты становишься членом его Церкви, то это Он говорит, — не я, не Церковь, — а Христос говорит, что вот этот знак, этот символ человек должен совершить, чтобы показать всем и себе, что он отныне принадлежит Христу.
— Объясните, пожалуйста, символику на ауре Христа.
— Это греческое слово «огон» обозначает «сущий», то есть тот, кто имеет бытие.
— В чём главное противоречие между мусульманской религией и христианской?
— Пятнадцатого, ровно через неделю, в 18.30 в Библиотеке Иностранной Литературы