Радостная весть. Сборник лекций

(конец первой стороны второй кассеты)

будет вечер, посвященный проблеме «Ислам и христианство». Вероятно, будет представитель ислама, мулла, надеюсь, что я тоже буду, и кто–нибудь из востоковедов.

— Христос в Евангелии всегда называет себя «Сыном Человеческим», почему Церковь называет его Богом, Сыном Божьим?

— Согласно древней традиции, «Сын Человеческий» означало Спасителя Мира, а не просто человека.

В этом месте часть записи пропущена.

— Из клинической смерти известно, что определённые структуры мозга ответственны за те или иные проявления психики и духа, то есть мы имеем дело с материальным субстратом духа. Когда мозг умирает, на чём основано действие духа? Как соотносятся понятия «дух»,«сознание» и «подсознание»?

— Сознание является частью духа. Дух включает в себя и подсознательную область, и сверхсознательную мистическую область, и область творчества, и область свободы, и область, так сказать, нравственную. Это всё дух. Сознание — это дух, который сознаёт самого себя. Сверхсознание — это дух, который открыт Космосу и Богу. Подсознание — это дух, который себя ещё не осознал.

— Если человек умирает некрещёным, ему там хуже, чем крещёному?

— Нет, не думайте, что крещение — это билет на вход в рай, это неверно. Бог будет судить человека по его делам.

— Нужно ли исповедоваться перед крещёнием?

— Обязательно.

— Я читала, что Ваша мама исповедовалась. Почему сейчас это не принято?

— Это очень плохо, что не принято, это ошибка.

— Снимает ли крещёние грехи предыдущей жизни?

— Да, конечно, так мы верим всегда.

— Что такое человек? Вне плоти можно ли говорить о личности как о человеке?

— Очень верный вопрос. Да, дух развоплощённый уже теряет право называться полностью человеком, и вот это нас подводит к величайшему откровению Библии, откровению о Воскресении. Нам будет даровано новое тело; как мы получили это тело, так мы получим и …

В этом месте часть записи пропущена.

— Вопрос такой: некоторые восточные мистики считают, что православные подвижники подавляют в себе низший, подсознательный уровень, не изживают, а проживают его в себе, и эта двойственность долго сопровождает их и удлинняет их путь духовной эволюции. Современные психотерапевтические методики предлагают освобождение подсознательного уровня и, таким образом, переход на более высший уровень. А как считаете Вы?

— Это вопрос очень важный, но на самом деле в христианском подвижничестве есть много различных путей и методов, и далеко не всегда они так отличаются от восточных. И на самом деле речь не идёт вовсе о подавлении, а о трансформации. Ну, если говорить на языке психоанализа, о сублимации тех стихий, которые заложены в нас. Так что здесь в практике есть много общего.

— В чём наш долг перед Русской Православной Церковью, чем мы должны ей помочь?