Радостная весть. Сборник лекций

— Мне очень дороги мои предки. Что мне делать для них, ушедших? Я люблю их и хочу, если не помочь, то как–то облегчить их.

— Значит, по–моему, молиться за них, это как раз и есть.

— У Иоанна Богослова есть изречение в одной из книг, что останутся только семь церквей, в которых сохранится Благодать. Как это понимать?

— Семь в Библии — символ полноты. И когда в Апокалипсисе Иоанна Богослова сказано о семи церквах — это конкретные церкви в Малой Азии, нынешней Турции, там вообще никаких церквей сейчас нет, один ислам; так вот, семь — это полнота Вселенской Церкви. Символ полноты Вселенской Церкви.

— Как вы относитесь к теории Мартынова? Сейчас вышла его книга.

— Это, так сказать, оккультная книга, ничего там нового в сравнении со старым оккультизмом я не нашёл. Но когда он пишет, что… В таких вещах духовных часто много интересного есть; мне приятно, что он так высоко ставит Бердяева. Но есть мысли, которые я не могу разделить.

— Существует ли связь между постом и духом человека?

— Конечно, потому что когда человек постится, он укрепляет свою власть над плотью. Это очень важно. Не уничтожает плоть, а укрепляет власть.

— Почему именно в девять дней, в сорок дней и так далее?

— Есть какие–то этапы развития индивидуальной судьбы посмертной, они соответствуют на нашей земле вот этим дням.

— По скольку (раз) воплощение человека появляется на Земле, и с чем это связано?

— Я думаю, что он появляется один раз, и воплотится вновь только в Царстве Божием. То есть в Воскресении Мёртвых.

— Что Вы можете сказать о перевоплощении души в другого человека? Как относится к этому христианство?

— Ну, не христианство, а большинство религий всё–таки этого учения не имеют. Единственное исключение — это индийские верования.

— Если Бог один, то почему столько религий?

— Потому что ограниченны люди, а Бог безграничен. И каждый человек какую–то часть схватывает и постигает, Бог — бесконечен.

— Могут встретиться после смерти души крещёные и не крещёные?

— Это трудный вопрос, и на него я ответить не могу. Если бы я ответил, я бы был не прав.

— Что есть красота с точки зрения церкви?

— Гармония. Красота есть отображение Небесной красоты. Конечно, можно это назвать гармонией.

(Следующих подчёркнутых фрагментов нет на плёнке, но они есть на дискете.)