Радостная весть. Сборник лекций

Я думаю, что нам придётся продолжить эту тему в следующий раз. Здесь же, я не помню, какого числа, мы ещё раз встретимся. Двадцатого. Двадцатого продолжим, потому что она слишком велика, и я не хочу обрушивать на вас большой объём информации.

— Значит, в церковной истории с Востока иногда приходили учения о перевоплощении, но серьёзно они никогда не прививались христианству, хотя бы потому, что в Библии сказано: «Человеку дано один раз родиться и умереть». На самом деле ислам не знает этого учения, — мировая религия; религии древнего Востока — Ассирии, Вавилона, Персии, Финикии — не знают этого воззрения; Заратустрийская религия не знает этого учения; по существу, кроме индийской религии и иногда некоторых всплесков, частных, отдельных, в Греции — этого мировое религиозное сознание не имеет. И даже если мы встанем на точку зрения теософскую, что во всех религиях одна истина, будет очевидно, что это здесь только исключение, которое не пошло, в общем, достаточно далеко в мир.

— Церковь прямо нигде не высказывалась против теории перевоплощения, ни на каком Вселенском Соборе. Почему?

— Потому что вопрос такой и не ставился. Было осуждено учение о предсуществовании души, а это не имеет ничего общего с перевоплощением. Это было особое учение египетское, о том, что человек был ангелом, духовным существом, и потом он воплотился, и, так сказать, это было его падением. Но это совершенно специфическое учение, связанное с Платоном. Но перевоплощение никогда не осуждалось формально. Больше нигде в христианских доктринах не было.

(Вопрос, видимо, читает)

— Вы знаете, манихейцы были не сектой. Манихейцы — это религия мировая, возникшая в третьем веке на основании синтеза буддизма, христианства и маздакизма. Основатель — Мани, казнённый в Персии. Так вот он воспринял разные элементы, в том числе и перевоплощение, вот, так сказать, в своём обычном смысле. В других христианских сектах этого учения нет.

(Вопрос не слышно)

— Кто? Нет, у них не было, у них не было. Несториане исключительно близки к Православной Церкви. Сейчас, когда открыты новые рукописи патриарха Нестория, их основателя, богословы наши пришли к выводу, что осуждение его вообще было неосновательным, что это были политические игры.

(Вопрос не слышно)

— Это не подтвердилось, это не подтвердилось. Было мнение у Геродота, что теория перевоплощения имелась у древних египтян. Современные исследования египетских текстов тоже не подтвердили этого. Согласно египетским заупокойным текстам, душа, попадая на «поля Ийеллу» — в иной мир, она принимает разные формы животные, но это есть отождествление с священными животными потустороннего мира: с соколом, богом Солнца, с шакалом, богом мудрости, и так далее. Это не перевоплощения на Земле. Человек уходил в тот мир навсегда.

(Вопрос не слышно)

— Осудили, но как раз не Оригена, а именно учение о предсуществовании души. Ориген никогда нигде не писал о перевоплощении. Никогда.

— В одной священной книге сказано:«Глухой исцелится мощами святого Луки». Где эти мощи? Мне это очень важно.

— Не знаю. Не знаю, честно вам признаюсь. Не знаю, и втайне думаю, что едва ли известно. Думаю, что это какие–то апокрифические мощи.