Радостная весть. Сборник лекций

— Рождаются больные дети, как они связаны со своим телом, их личность?

— Их внутреннее тело находится в состоянии зёрнышка, как и душа, нераскрывшаяся, потому что внешняя оболочка тела, физическая, не стала суммой каналов, по которым может информация проходить. Всё это в таком зачаточном состоянии потом уйдёт в вечность и будет раскрываться иначе. Вот на эту тему писал Гёте в эпилоге второй части «Фауста». О том, как младенцы, не знавшие земной жизни, в ином мире получают иную жизнь.

— Ко всем ли видам гипноза должно быть недоверие? Отрицаете ли Вы лечебную силу экстрасенсов?

— Нет. Гипноз, мало изученный, но широко практикуемый способ воздействия духа на дух, иногда может использоваться как терапевтический метод. Очень осторожно, конечно. Но может, и любой врач, особенно врач–психиатр, должен этим владеть. Что касается экстрасенсов, то есть очень доброжелательные, духовно просветлённые люди, которые обладают этой способностью — целить. Мы не знаем природы этого дара, не знаем. Во всяком случае, это дар ограниченный, люди с годам его теряют. Один экстрасенс говорил мне, что он чувствует это как донорство, что он отдаёт что–то. Одним словом, не отрицая этого с порога, мы всегда должны относиться к этим вещам осторожно.

И ещё одно. Когда вас лечит врач обычный, вы не вступаете с его душой в контакт. Когда вас лечит врач вот такой, парамедицины, вы очень часто вступаете с ним в духовный контакт. Поэтому очень важно, кто этот человек, что в его сердце. Это уже не безразлично. Если ваше ухо–горло–нос лечит хороший ларинголог, а может, он крадёт там…

(КОНЕЦ ПЕРВОЙ СТОРОНЫ ВТОРОЙ КАССЕТЫ)

(НАЧАЛО ВТОРОЙ СТОРОНЫ ВТОРОЙ КАССЕТЫ)

…из государственной казны — это его проблемы. Если он лечит ваш нос — пусть лечит. А вот если вы вступаете вот в такой вот контакт с человеком сомнительной внутренней природы, тут уже есть какие–то, вот… Поэтому вот вы говорите: вожу сынишку. Надо быть осторожными, осторожными. Это всё требует дифференцированного подхода.

— Можно ли ставить православный крест на могиле человека, который хотел принять крещение, но не успел — погиб в автокатастрофе?

— Один очень мудрый и глубоко одухотворённый монах, мой крёстный в детстве, он говорил, что те люди, которые хотят принять крещение, но не успевают, желание их вменяется им в крещение. Вот так он чувствовал, так он учил, и я думаю, что он был прав.

— В чём смысл монашества и будущее его в России?

— Монашество — это вообще отдельная тема, отдельная тема. Пожалуй, о ней стоит поговорить особо. Это особый, частный случай христианской жизни, особый путь, когда человек хочет служить Богу и ближним, полностью отдав всё, отказавшись от семьи, имущества и даже от собственной воли. Ну, а имеет ли оно будущее в России? Наверное, имеет. Мне это трудно сказать. Во всяком случае, протестантские церкви, отказавшись от монашества, всё–таки потом к нему вернулись. Сейчас есть протестантские общины такого типа. Например, во Франции, в Тезе.

— Един ли Бог во всех религиях?

— В каком–то смысле — да. Но не во всех, естественно. Язычник, который поклоняется где–нибудь в Центральной Африке духу своих предков, конечно, он не совсем поклоняется нашему Богу, может быть, совсем нет. Но если взять ислам — это тот же Бог, иудаизм — это тот же Бог. Часть буддизма, поздний буддизм, «Махаяны» — конечно, очень часто там — это тот самый Бог. То же самое можно сказать о парсизме, бехаизме, сикхизме и частично индуизме.