Радостная весть. Сборник лекций

— Чем негативна медитация не на образе Христа, а на Всевышнего?

— Потому что Христос есть живая икона Бога, он воплотился, чтобы мы могли видеть лицо Бога. А икона Всевышнего рискует стать идолом, потому и Библия запрещает нам иконы Бога–Отца.

— Недавно слышала сообщение одного священника о том, что через два года появится антихрист.

— Ну, тогда пускай он зайдёт к нам через два года, мы решим этот вопрос.

— Как следствие, в частности, Москва будет уничтожена, и вообще начнётся долгая и мучительная мусульмано–христианская война. Всё это он подтвердил ссылками на Святых Отцов. Прокомментируйте, пожалуйста.

— Всё это апокалиптический бред, который уже многие столетия морочит головы людям. Войны христиано–мусульманские всегда были, мы боремся с этим, мы обращаемся к тем мусульманам, у которых сохранилось что–то миролюбивое. Недавно мы проводили, общество «Культурное возрождение» проводило дискуссию с муллой и христианским священником. Мулла говорил о том, что в исламе есть силы, которые противятся всем этим вакханалиям убийств и насилий. Не надо сваливать всё на ислам. Люди сами всё портят. Вот. А что касается антихриста, — да, он родился, но он уже и помер, и не раз, между прочим. В 53–м помер, в 45–м, Боже мой! Он очень много раз помирал и снова… Он будет рождаться постоянно. Говорит апостол Иоанн: «Уже сейчас много антихристов.» Это он в первом веке сказал; представляете, сколько за двадцать веков их народилось?

— Как руководство Русской Православной Церкви относится к легализации Греко–Католической Церкви на Западной Украине? Как Вы лично относитесь к решению Львовского Собора?

— Сейчас руководство нашей Церкви село за стол переговоров с украинскими католиками. Вот тогда всё будет решено. Что касается легализации, легализует государство, это его прерогатива и его право, а не наше, церковное. Ликвидация Унии была совершена Сталиным жёсткими разбойничьими способами, как всё, что он делал.

— Каким образом Штейнеру удалось построить конкретно медицину, сельское хозяйств, педагогику, если всё субъективно?

— Это был очень одарённый человек, и кроме субъективных элементов, он ведь впитал в себя всю европейскую культуру. И он из многого сделал нечто, так сказать, ценное. Оптинский старец последний, Нектарий (умер в 28–м году), переписывал, просил, вернее, своих духовных детей переписывать из некоторых книг Штейнера страницы без указания автора и раздавал их людям, потому что он считал, что у Штейнера есть… Эти книги Штейнера ему приносил Михаил Чехов, знаменитый актёр, который был антропософом. И старец Нектарий… Это я рассказываю не по слухам, а по рассказу человека, который от Чехова носил старцу эти письма, а потом от старца — эти, значит, отрывки. Это всё непосредственно. Я знал людей, которые лично были знакомы со Штейнером и с многими другими, это всё проверено. Многие элементы там… Но это, конечно, тема очень большая. Кстати вот, педагогика в теософских группах как будто бы очень достигла высоких результатов. К сожалению, я мало знаю об этих школах сегодня.

С точки зрения теософии, человеческое неравенство объяснимо, осмысленно, объективно. С точки зрения христианской философии, неравенство людей обеспечивает нам взаимозависимость. Необходимость и нужда друг в друге. Если б каждый человек был абсолютно всем обеспечен, не нуждался бы в помощи другого, если б мы все были равны в своих возможностях, то никакой солидарности между людьми не было бы. Каждый был для себя бы «и швец, и жнец, и в дуду игрец». А поскольку мы не равны в своих дарованиях, мы можем быть единым целым, единым обществом. Вот в чём тут главная мысль.

— Почему Церковь отвергает службу за усопшего юношу, если он не крещён?

— Молиться можно за всех, но подавать в алтарь по традиции православной можно только за членов Церкви.

— Каково христианское представление о предсуществовании души?