Радостная весть. Сборник лекций

— Вот в эпилоге «Фауста» есть такое прозрение: дети нерождённые приобретают образ мира и опыт мира через других умерших; там детей приобщают к жизни. В этом есть какая–то глубокая догадка.

— Что происходит с душой человека, попавшего в ад?

— Ад — не теория. Человек переживает его по эту сторону жизни. Опыт ада уже здесь начинается; всё — и добро здесь начинается, и зло. И грех, и смерь — всё тут. Подумайте, и вы поймёте, когда опыт ада…

— Когда следующая беседа в Исторической Библиотеке?

В Исторической — не знаю, а в Иностранной… может быть…(подсказка из зала — 21 марта) — 21 марта. (Смех). Я очень рад, что мне подсказывают.

— Что означает слово «карма»?

— Я в прошлый раз рассказывал об этом. Это закон воздаяния. Мы, христиане, принимаем это учение. Но с некоторыми отличиями. Что нравственный миропорядок существует, мы верим. Карма — это не наказание, а вот последствия наших злых поступков. Но отличие такое, что в индуизме и в паре индийских различных воззрений это происходит через перевоплощение людей в этой жизни, вот. В христианстве — это как воздействие нашей жизни на нашей посмертной судьбе.

— Ветхий Завет не говорит о загробной жизни, как и иудеи не говорят о загробной жизни до второго–третьего века. Это расхождение?

— Дело в том, что Ветхий Завет был первоначальным этапом откровения, и поэтому в нём не было дано откровения всех истин, в частности, не было откровения о посмертном состоянии души. И поэтому древние евреи вынуждены были заимствовать свои взгляды у соседних философов и религиозных, так сказать, учителей. И они взяли учение, которое было распространено в Вавилоне. Рядом был Египет, — там было одно воззрение. В Вавилоне было учение, похожее… Ну, «Одиссею» вы все читали, поэтому вы помните, какое состояние было у мёртвых, когда их Одиссей вызывал, — вот такое мрачное, тёмное царство подземное было в представлении древних вавилонян. И это заимствовали древние иудеи. И в четвёртом веке до нашей эры впервые даётся откровение о воскресении мёртвых. Первый его признак — это слова в Апокалипсисе Исайи, это часть книги пророка Исайи, написанной в четвёртом веке.

— Как понимать — «блаженны нищие духом»?

— Это те люди, которые сознают изъяны своей духовной личности. Недостатки. Но они понимают, что они нуждаются в полноте Духа, в пополнении.

— Где и когда будет издан Павел Флоренский?

— В приложении к журналу «Вопросы философии» будущего года. То есть не будущего, а девяностого года.

— Почему общение с умершими часто совершается через сон?