«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Злопамятство - бедственное состояние

Ты пишешь, что при встречах укоризн и досад, хоть не можешь в то время, а после разгорится искра и непременно отмстишь чем-либо и удовлетво­ришь своей страсти злопомнения, — как будто какою питательною пищею утолишь глад. О! это бедственное устроение; это значит в навык пришло зло; надобно скорее подвизаться против оного, чтобы получить исце­ление, при помощи Божией. Прочитывай у преподобно­го аввы Дорофея, сколь вредно злопомнение, также и у св. Иоанна Лествичника... (III, 58,146).

И

ИСКУШЕНИЕ

Вначале - утешения, потом – искушения

При начале призвания к жизни духовной Господь посещает благодатию Своею и различными утешения­ми, но после отнимает оные и ввергает в огнь много­образных искушений и скорбей, чтобы самолюбивое и славолюбивое наше устроение совершенно испепели­лось огнем искушения и не имели бы надежды на себя и на свои дела, но на милость и человеколюбие Божие. Смирение велие благо! (I, 251, 486).

Искушения попускаются промыслом Божиим, каждому в свое время и кому что полезно

Всякому нужен огнь искушений к испытанию и научению в терпении. Ты смотри на вещи с точки той, как Промысл Божий печется о спасении нашем: иному больше, а иному меньше требуется случаев к терпению и обучению, а другому еще не пришло время (II, 197, 307).

За прежние свои поступки и рассеянность, когда она была ближе к миру, то враг ее не трогал;а обратилась работать Господу, то и наводит искуше­ние; но не иначе, как попущением Божиим... Прочти у св. Макария Египетского в 7 Слове главы 13—17: везде найдешь, что скорби нам необходимы ко спа­сению... Но оные попускаются не всем равно, но одним в начале, другим в продолжение подвигов, а иным при окончании оных, по неизреченной пре­мудрости Божией, вся на пользу нам устрояющей (V 210, 321).

Искушения - это духовная ярмарка, где многие приобретают, а многие терпят убыток

Ты все немоществуешь телесно, да и душевно не хвалишься, и говоришь, что у вас духовная ярмарка не бывает; а я скажу напротив — бывает; но вы плохо торгуете и мало барыша получаете от невни­мания вашего: всякий случай скорбный, от кого-либо досада, уничижение, укоренив, презрение и тому подобное, есть торг, а стечение многих таковых случа­ев — ярмарка: торговать и получать на оной выгоду состоит в произволении каждого: переносить с самоукорением и смирением и приобретать от сего душевное исцеление от страстей; многие приобрета­ют, а многие пропускают время сие, и остаются не только без приобретения, но даже и с убытком... (III, 278, 494—495).

В искушениях надо быть мужественным и не устрашаться

...Считаю за нужное напомнить вам, чтоб вы не страшились искушений, какие будет угодно Богу по­слать вам к познанию и уведению своей немощи и к смирению. Я помню, как вы говорили, что боитесь искушений; а без искушения и спасение не совершает­ся: «муж не искушен — не искусен», и «всякому делу благому или предыдет, или последует искушение», а без того и дело твердо быть не может. Я вам давал читать малую книжицу к новопоступившему монаху; вы там видели, что нужны искушения, и когда оные обыдут вас, то не смущайтесь, аще и тысячу язв на день приимете; кто не имеет искушений, тот лишается и дарований духовных (V, 374,503).

В искушениях надо иметь терпение и не малодушествовать