«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Искушения, попускаемые для смирения

Случающиеся вам внешние или внутренние скор­би, конечно, — посещения Божии, да не превозноси­тесь мнением о благе, в спокойствии обретаемом; ибо и при оных показательство и тщеславие на вас во­оружаются: что же бы было без оных? Благо нам, яко смиряет нас Господь! (Пс. 118,71). Ко многим другим учениям святых отцов, о коих я писал к вам прежде, к укреплению в бывающей мрачности ду­шевной, прочтите еще св. Исаака Сирина Слово 88... Заметьте, что сии искушения бывают и великим по­движникам к искусу веры их, а не всегда и они в утешении обретаются, — то мы, малейшие, не долж­ны ли принимать оных с благодарением; но и не такие наши скорби, какие они переносили, но тень оных (IV, 46, 98—99).

За случающиеся с вами смущения не унывайте и не давайте плещи врагу, но самоукорением и смире­нием поражайте его и искореняйте свои страсти. Смотрительно, может быть, попускается вам падать, дабы прийти в истинное смирение; а то, когда скоро увидите страсти свои изнемогшими и возмните себя совершенными, и впадете в прелесть. А то, видно, на­добно еще потрудиться, и поневоле подвергнуть себя мысленно под всеми. — Прочтите главы у Иоанна Карпафийского, там много найдете к вашему укреп­лению (IV, 15, 29).

В искушениях надо прибегать к самоукорению и смиренной молитве

...И в искушениях твоих прибегай к самоукорению и смиренной молитве: «буди, — по слову св. Исаака, — в молитве твоей, яко мравий и якоже гадове земний» (Слово 49), и верую, что Господь не уничижит сокру­шенного сердца твоего, но пошлет благодать Свою в помощь и облегчит тебе брани, попускаемые Промыс­лом Его к нашему научению (II, 93,144).

«Смирение есть порождение разума, а разум есть порождение искушений и скорбей»

Мы читаем, говорим и пишем о смирении, что оно нужно для спасения, а сколько нами оного приобре­тено или опущено все, — не внимаем и не знаем. Св. Петр Дамаскин пишет, что смирение есть порож­дение разума, а разум есть порождение искушений и скорбей; и св. Исаак: «исходяй от скорбей, исходит и от добродетелей»... (III, 43, 115).

...Вперед, что бы ни случилось противное к твое­му искусу, надобно принимать, что это послужит к твоему спасению; чрез искушения мы приходим в разум истинный, а от разума к смирению, которое всего нужнее нам ко спасению... (V, 84,155).

...Во многих отеческих учениях видим, что нельзя прийти в познание своих немощей и в смирение, аще не будет попущено быть искушенным душевными и телесными немощами. Вникните в действия ваши, и увидите, что при возмущающих вас случаях — и следа не было смирения; но все одно оправдание (IV, 158, 394-395).

...Вы праздник светлый встретили благополучно и приятно, мирно и спокойно, — слава Богу! но после встретились болезни и скорби; этому и должно быть, чтобы мы не превозносились, но получаемые духовные утешения очищались бы огнем искушений, доставляющим нам смирение (IV, 171, 422).

В том наш и подвиг состоит, чтобы познавать вражии брани и им сопротивляться с помощию Божиею; а когда не будет браней, то ты и ничего не познаешь, какова ты еси; и не можешь смириться, а без смирения и спастись нельзя (IV, 209, 488).

За все благодарите Господа

За посещение вас утешением благодарите Госпо­да; но нисходите во глубину смирения, считая себя недостойными; если бы мы были смиренны, то никог­да бы оных не лишались; и когда не будет искуше­ния, то немудрено и в гордость впасть; а как мы удаляемся от скорбей и не несем искушений, то не­достойны принимать и утешения, по слову св. Исаака Сирина (IV, 87, 227).

Не всегда же и радоваться; надобно принимать с благодарением и печальное что-нибудь: с вами слу­чается иногда томно и грустно — потерпите, не пренемогайте, благодарите Бога. 43 глава Каллиста мо­жет быть полезна для вас. А когда иметь всегда отраду и утешение, то пользы нет; «любовь Божия противными искушается»; и потерпите, смиритесь, считая себя недостойными утешения. А находясь всегда в духовном изобилии, не можете понести сего без вреда. Ты сама, рассуждая о величестве к нам любви Божией в таинствах Его, ощутила это и чув­ством, однако не удержала во смирении; и потому пока мы не смиримся, то и не достойны еще таковых Божиих дарований. Слава Его о нас всеблагому Про­мыслу и милосердию (IV, 4, 8).