«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Истина - в учении Святой Соборной Апостольской Православной Христовой Церкви

Слава Богу, что познал ты или познаешь истину; а где оная находится? Господь сказал: Аз есмь путь, истина и живот (Ин. 14, 6); так как Он и уполно­мочил Церковь, и Сам оной основание и глава, и по­тому св. Апостол пишет: Церковь есть столп и утверждение истины (1Тим. 3, 15). Вот где надобно искать истины: в учении Святой Соборной и Апос­тольской Православной Христовой Церкви, свято чтить и повиноваться ее уставам и чиноположениям; ибо Господь утвердительно заповедал: аще кто преслушает Церковь, буди тебе, яко язычник и мытарь (Мф. 18, 17), учение же Церкви все основано на слове Божием, в Священном Писании находящемся, и Сам Дух Святой действовал в святых отцах, постано­вивших правила, законы и уставы Церкви (I, 173, 343-344).

К

КАЗНАЧЕЙ

Казначей, и как он должен устроить свое послушание, чтобы оно было спасительно для него и для братии

Сотрудничество и должность казначея не в одном счете денег состоит; их можно и без тебя счесть; не советую входить в подробность счетов и никого не слушать, хоть кто что и говорит на сей счет: но помогать в соблюдении порядка и благоустройства в обители, что непременно соединено с чистотою нравственности; а к сему надобно, чтобы всякий, по­мня свое призвание, в свободное время от послуша­ния занимался чтением отеческих книг и исполнени­ем правил, нам положенных, дабы от праздности не вкрались разные страсти, а оные могут разрушить мир и благоустройство в обители. За всем же этим надобно иметь надзор; а паче, когда и обязанность и поручение от настоятеля, пекущегося о спасении братии, к тому тебя побуждают. Остерегайся боль­шой и строгой ревности, но более духом кротости, увещевая прежде сам наедине. Когда же не успе­ешь, то можешь поведать настоятелю и отдать на его волю и рассуждение; ежели он и так это оставит по неведомым тебе причинам, не будь ревностен, а предоставь воле Божией; при большей ревности можешь и погрешить и сам искушен будеши. В чем можно, снисходи немощам человеческим, яко и сам немо­щен; а нетерпящие действия и требующие исправле­ния объявляй настоятелю. Восстания на тебя не убойся, Бог тебя покроет и настоятель защитит; пос­ле же сами они будут благодарны по исцелении от недугов своих. Только да не возносится сердце твое и не приписывает себе, что твоим разумом и благоче­стием исправляется обитель (II, 192, 300—301).

КЕЛЛИЯ

Для юных, не искоренивших еще страстей, весьма опасна необщительная, замкнутая жизнь

...Необщительная твоя жизнь тебе наводит внут­реннюю тоску и скуку. Это я заметил из письма твоего, когда ты писала, что одна дома сидишь и скучаешь; и паки в последнем письме к N. говоришь, что жизнь ваша однообразная: «келлия да церковь». Разве долго обольститься самонадеянием о своей жизни? а уже душевная удава неизбежна. При тво­ем пылком, веселом характере весьма опасна необ­щительная жизнь; не говорю, что ко всем ходить без разбору, но надобно иметь куда-нибудь выход в келлию или в две, для малого рассеяния, а то ты совсем повредишься. Не говорю, чтобы иметь частые и боль­шие рассеянности, но изредка ходить к благомысля­щим. Ты сохранишься, сидя в келлии, от видения, слуха и глаголания, но запасешься мнением о себе и безотрадным чувством; никак не познаешь своей не­мощи. Положим, ты пала языком, слухом и видени­ем: но это тебя должно смирять и подать повод к покаянию и познанию своей немоши. Безмолвное же твое пребывание еще не твоей меры; юности полезно и поползновение, пишет старец Василий, ко убоданию себя. Сидя же одна или с матерью в келлии, как ты познаешь свои страсти? они в тебе лежат прикровенны, а не истреблены; ты не имеешь случая познать их и им воспротивиться; какое ж будет твое обучение? Мнение подкрадется о своем исправлении, а другие будут казаться в дур­ном устроении. Мне видны многих мнимые исправ­ления, доведшие их до бедственного состояния. Пред Богом лучше грешник с покаянием, нежели правед­ник с гордостию; тот всегда повержен и проникнут своею нищетою, и успокоивается. А сей ослеплен мнением, и лишается мира (III, 216, 359—360).

КЛЕВЕТА

Клевету принимайте не оправдываясь. она попускается Богом для очищения нас от невидимых грехов

Скорбишь и о том, что тебя клевещут напрасно. Вспомни, как клеветали Господа нашего Иисуса Хрис­та, Царя славы! Кто ж мы? Он безгрешен, а мы, хотя в том и невиновны, но в других случаях много повин­ны пред Богом; а за те-то невидимые грехи попус­кает Бог клевету ложную, чтобы оною очистить те грехи (Ш, 61,151).

...Ты оклеветаема в том, в чем знаю, что ты невинна: то-то и хорошо, что невинна; люди клевещут, а Бог оправдает; а между тем надобно веровать, что это попущено Божиим смотрением, чтобы терпением сего порицания ты очистилась от грехов другого рода, в неимении коих никто не похвалится; да скорби оные восполнят недостаток подвигов твоих монастыр­ских... Когда смиришься, то и успокоишься; и молись за оскорбляющих тебя, и во всех скорбях твоих старай­ся находить себя виновною, если не чем другим, то тем, что не понесла, не терпела и не исполнила заповедь любви к ближнему (V, 328, 454—455).