«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

МОНАШЕСТВО

При взгляде на нынешний образ жизни монаше­ства, как мы далеко уклонились от того пути, кото­рый нам показан в отеческих учениях, — сердце болезнует! и вместо того, чтобы искать добраго бисера, сокровенного на селе сердец наших, довольствуемся одною внешностию; а чтобы подвизаться на страсти, мали и редцы обретаются; и чрез слабости наши бы­ваем соблазн миру, вместо того чтобы быть — свет миру... охота к чтению отеческих книг начала ис­требляться в монахах; вот это и служит причиною к расслаблению, так как нет побуждения к деятель­ной иноческой жизни; может быть, и есть из ново­приходящих, что имеют ревность и желание спастися, но, видя примеры слабости, прежде осуждают их, потом и сами порабощаются оным, не имея верного окормления и отвержения своей воли и разума, — что могло бы привести их к смирению, как сильному оружию на все вражии сети.

Немудрено, что и в религиозных журналах ны­нешнего времени проявляется что-то такое невыгод­ное о жизни монашества. А о других литературных изданиях нечего и говорить! И все это разливается по всему христианскому миру, который не смотрит на свои слабости, а зорко взирает на монашеские и малые недостатки. Впрочем, мы не должны обвинять судящих нас, но находить в себе вины, смиряться, приносить покаяние, и Господь силен спасти и извес­ти изо рва оного, виденного преподобным Пахомием, скорбьми, напастьми и болезнями. Хотя и горестно смотреть на наши слабости, но многие приходящие в обитель обретают защиту от стрел вражиих, коим могли подвергаться в мирской жизни... На сих днях мне случилось слышать сравнительный пример иноческой и мирской жизни: один странник безногий ползком обошел многие монастыри и на вопрос одно­го монаха, как он находит монастырскую жизнь в сравнении с мирскою, отвечал: «не все равные обители, но думаю так: луг когда огорожен, то и трава на нем растет хорошо, а вне ограды бывает потоп­тана и поедена». Простой, но разительный пример! (И, 2, 3-4).

Монашество есть образ смирения

Монашество есть образ смирения, и до оного достигают множеством браней и искушений, на кото­рые и надобно себя приготовлять; а Господь силен тебя укрепить (III, 157, 282).

...Образ монашества есть образ смирения... (II, 63, 88).

...О монашестве твоем... скажу: да будет приня­тие оного тебе не на тщеславие, или гордость, или возношение, а паче на смирение, и кротость, и терпение (III, 151,281—282).

Сердечно сожалею о тебе, что ты так сильно ос­корбилась о непредставлении тебя к монашеству в рясофор и что матушка игуменья забыла, что ты жи­вешь в монастыре. Что же тебя оскорбило? — твое самолюбие, честолюбие и гордость. Что же есть мо­нашество? — образ смирения, а не честолюбия. Ты обвинила людей, что обойдена, а Бога не имела в виду, что «не было на это Его воли и, видно, я еще сего недостойна», и когда бы смирилась, — то и понесла бы спокойно; ибо Бог смиренных утешает, а гордым противляется. Прочти у св. Исаака, когда мы виним ближних, а не себя в наших скорбях, то они нам тяжки бывают и продолжаются. Не скорби, — внешняя монахиня будешь; но надобно попещися о внутреннем монашестве — смирении (V, 323, 447—448).

Три степени монашества

Монашества три степени: рясофор, мантия и схи­ма; первый — новоначальных, второй — средних, а третий — совершенных (V, 383, 517).

Что значит монашество?

Что же значит монашество? Совершение христи­анства, состоящее в исполнениях заповедей Божиих, в них же и любовь к Богу заключается: аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет (Ин. 14, 23), — сказал Господь; и деланием заповедей человек очищается от страстей, достигает бесстрастия и восходит к духов­ному умозрению; и все это должно быть растворено смиренномудрием, потому что смиренномудрие все сети вражии сокрушает; при исполнении заповедей должно пройти и огнь искушений от людей и от врагов ; а без искушений мы не познаем себя и не можем смириться и получить духовный разум (V, 383,577).

Монашество - совершенное христианство. Схимничество - совершенное монашество

Вы, конечно, знаете, что монашество есть со­вершенство христианства, а долг христианский есть исполнение заповедей Христовых... (II, 122,190).