«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Бог премилосердый посылает тебе болезнь теле­сную, более промышляя о спасении твоем душевном; и, может быть, ты могла подпасть тяжким и сильным искушениям, тяжелее и самой болезни (III, 254, 435).

Читая... твое письмо, нахожу в нем ропот и нетерпение в болезни твоей и помысл, будто ты отвер­гнута от служения Церкви и обители. Помысл сей вражий и прививается к тебе от гордости. Не лучше ли думать, что Бог, любя тебя, посетил болезнию, в коей ты найдешь спасение, и что Бог, предвидя немощь твою душевную, сохранил тебя чрез болезнь от мно­гих бед, искушений и скорбей. Ты, думая служить Церкви и обители, сделалась бы рабою честолюбия и самомнения и прочих грубых страстей, могущих не спасти, а погубить душу (V, 539, 721—722).

...Болезни твои вместо подвигов тебе вменятся, а может быть, без них могла бы впадать и в страс­ти, — еще лютейшие болезней (IV, 159, 416).

В телесных своих немощах, яко невольных, от Бога посланных для исцеления души, укрепляться на­деждою на неисследованное и премногое милосердие Божие, что от любви сие послано и ко удержанию многих страстей, коих бы была без сего содеятельница и прогневала бы Господа, а ныне хотя неволею свобод­на, хотя и не вовсе, а только требуется едино терпение и благодарение... (V, 384, 518).

В болезнях необходимо прибегать больше к духовному врачевству

Сердечно сожалею о болезни матери О., а паче о ее малодушии; где ж вера? Промысл Божий тако устроил, надобно смиренно и повиноваться и в терпе­нии и принимать со благодарением, ибо когда внешний наш человек тлеет, тогда внутренний обновляется (2 Кор. 4, 16). Лекарство принять не мешает, с на­деждою Божией помощи, но паче прибегнуть должно к духовному врачевству, то есть к очищению совести, размышлениям о содеянных и кого чем не оскорбила ли, — сожалеть в мысли, а буде явно, то и сознанием пред тем ; исповедаться и Святых Тайн сообщиться, хотя и недавно сего удостои­лась, но и еще не мешает, особливо же когда будет продолжаться болезнь... (V, 422, 570).

Не без воли Его послана болезнь, но надобно и самим быть осторожнее и избегать тех случаев, которые бывают причиною болезни (IV, 58, 139).

Телесная болезнь временна, а душевная вечна

Читая письмо твое о болезненном твоем положе­нии, по отбытии от нас, сердечно соболезнуем и все это приписываем, чрез попущение Божие, действию вра­жескому; ты и сама сознала, что неправильно приняла мысли, о коих писала; это тебя и потревожило. Но как ты находишь себя, хотя при болезненном твоем поло­жении, мирнее к матери О., следовательно, это есть существенная польза душевная, несравненно более телесной, ибо телесная болезнь вмале тело помучит и после принесет душе пользу, но душевная болезнь вечна; того-то ради Врач душ наших здесь посещает нас болезнями и скорбями, чтобы спасти душу в буду­щем веке (V, 433, 584).

Самое благонадежное лекарство - очищение души

Ты... не малодушествуй в твоем изнеможении, но благодари Бога, давшего тебе ближайшее средство ко спасению. А о том, что написал св. Макарий Еги­петский, чтобы не лечиться, относится к совершенным, а не к нам, немощным; а ты прочти у св. Варсонуфия вопросы 507 и 522 и ответы 523 и 524; тут не отвергается врачевание тела, но о исцелении надобно возлагаться на Бога; и ты, яко немощнейшая, избери легчайшее, и Бог не истяжет от тебя того, что могут сильные и совершенные. Паче же смиряйся и благо­дари Бога о всем... (IV, 65,155).

В последних двух письмах пишешь о случившей­ся тебе сильной головной болезни, от которой была даже в опасности жизни, и удостоилась Елеосвяще­ния и принятия Святых Христовых Тайн. Слава Богу! это самое благонадежное лекарство — очистить душу; а тогда уже можно употребить и лекар­ства по предписанию врача. Это не воспрещается и святыми отцами, и ежели нужно, то и я тебе советую не оставлять сего; впрочем, с упованием на помощь Божию и получите; аще есть воля Божия, то Он и врача врачует, и лекарству подаст врачебную силу (VI, 147, 241-242).

Матери У. лечиться греха нет; напрасно она жалеет денег, всех не проживет, а останутся. Если она чувствует облегчение, то пусть лечится. Здо­ровье — дар Божий — дороже денег; а если не хочет лечиться, да будет на воле ее. Мы ее не нудим, только надобно терпеть и не пренемогать и не малодушествовать в болезни; и что она не будет лечиться, это не есть добродетель, а мера веры; а когда будет малодушествовать, то уже какая тут вера? — А просто неверие. Ей кажется, будут ее зазирать в том, что лечится; это пустое только мне­ние, кому нужно ее зазирать? Если бы она здоровая да лечилась, то могли бы и зазреть; лучше пусть лечится, но в надежде на помощь Божию. Он силен и врача умудрить, и лекарству даст силу к исцеле­нию (V, 382, 515).

Бог исцеляет болезни просящим, если видит, что это им полезно