«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

hell

Storm and confusion in the soul - the state of hell

God has commanded us peace and love, but the enemy instills enmity, suspicion and confusion... where there is God's work, there is peace and tranquility, and where there is the enemy, there are pledges and instigations; and after receiving them, what happens in the soul? What storm and confusion? It's just hell! (IV, 40, 84—85).

Angels

In your letter... You describe your position and disposition to go to a monastery... Your father, seeing your inclination to the world, is afraid to allow you to enter this field, and says that you must be an angel to live in a monastery, and sees the opposite in them... We cannot be angels, but, being aware of our weaknesses, we can have humble wisdom, considering ourselves worse than all creation, and this is our duty and podvig (I, 132, 273-274).

B

VIGIL

... Forcing yourself to fast, vigil and prayer, you think that you are doing this yourself, you do not know why; but you must do this out of love for God, which you do not feel in yourself... When this thought departs, another one takes its place, and the passions one to the other convey your poor heart... The bodily deeds you perform cannot be said to be that you do it yourself without knowing why; but precisely from love for God, but imperfect, but having as a small embryo in the heart, proceeding from faith (I, 7, 30, 31).

SINLESSNESS

Обольщение своей святостью горше грехопадений с покаянием

В письме твоем описываешь свои старания и на­блюдения за собою и, побеждаясь многими страстями и немощами, смущаешься. Из сего видно, что ищешь в себе безгрешия и оным хочешь утешаться и полагать в том надежду спасения. Это очень может сделаться, что и все пороки от тебя отойдут, а останется один, который может все прочие собою заменить, это гордость. Мы и не увидим, как она вкрадется, и до­вольна одна к погибели души, кроме других пороков и страстей, чрез которые бесы непрестанно борют нас прилогами и веществами . В сей брани бываем иногда победителями, иногда побежденными. По мере гордости или смире­ния бывает от Бога помощь или оставление. — Но как же мы достигнем смирения, когда не будем себя укорять и каяться за поползновения и считать себя последнейшими всех в мысли и чувстве? И потому, когда отнять у нас сию работу, то есть борьбу со страстями и побеждаться ими, а быть в мнимом безгрешии, то что же будет? — Обольщение своею святостью, которое горше грехопадений с покаянием. Когда будешь и в обители, то будь уверена, что борь­ба еще больше усилится, к познанию нашей немощи и к смирению (I, 134, 278—279).

БЕЗМОЛВИЕ (См. УЕДИНЕНИЕ)

Безмолвию должна предшествовать борьба со страстями. Сидя в келлии, не думайте, что совершаете нечто великое

Ты хвалишься своим безмолвием, но какую пользу принесло оно тебе, когда ты не потерпел и одной напраслины? Посмотри, какому должно выхо­дить на безмолвие? Тем, которые себя ошумовали в обращении с братиями и умертвили в себе яростную и самолюбивую страсть. Это ты найдешь в надсловии на Нила Сорского и в книге св. Иоанна Лествични­ка. Он пишет: кто склонен ко гневу, возношению или лукавству, тому ниже след безмолвия должно видеть, а ты пишешь, что имеешь самолюбие, гордость и прочие страсти; как же ты их победишь в без­молвии, если никто тебя не тронет и не оскорбит? Я этим не отвлекаю тебя от келлии и не даю совета обходить келлии и рассеиваться, но советую не ду­мать, что ты, сидя в келлии, совершаешь нечто вели­кое. Прочти у Симеона Евхаитского, как он советует безмолвнику «сидя в келлии укорять себя» (Восторгнутые класы) (II, 118, 179—180).