«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Хорошо, что вы познали из поучения св. аввы Дорофея, почему не имеете успеха в духовном преус­пеянии, т. е. не имеете самоукорения... (I, 108, 229).

Если бы мы шли истинным путем, видели бы грехи свои, яко песок морской

А мы, грешные, еще странствуем в плачевной сей юдоли, боримы страстями, как будто лютыми зверями, и не тщимся к побеждению их, но более сами побеж­даемся. От помрачения же страстей почти и не видим сего, но мним, что другие причиною нашего бедствия и смущения; а о том не помышляем, что, когда бы шли истинным путем, видели бы грехи свои, яко песок морской, и все случаи относили бы к Промыслу Божию, попускающему нам на пользу и ко спасению; но мы сего уклоняемся, а по большей части «песие страж­дем»*, по слову аввы Дорофея (V, 273, 397).

*То есть поступаем подобно собаке, в которую когда кто-нибудь бросит камнем, то она оставляет бросившего и бежит грызть ка­мень (Поучение 7-е. О самоукорении).

...Я вам многократно советовал каждой считать себя последнею, а избегать первенства. Враг сему противится, а ты не унывай, чадо, аще и тысящу язв на всяк день приимеши, не отступай от твоего подвига самоукорения, смирения и «прости»! (III, 259, 451).

...Как сказал авва Пимен... «все добродетели со стенанием в мир сей вошли, но без одной добродетели они не состоятся; какая же это добродетель? — чтобы всегда себя укорять» (III, 170, 300).

СВОБОДА

Что мы о себе можем думать, не имея смирения? паче должны благодарить Господа, что смиряет нас, хотя невольно. А ты мечтаешь о мнимой свободе! — но не хуже ли она и рабства, ежели страсти нами господствуют? (V, 78,140).

СВОЕВОЛИЕ

Чтобы познать волю Божию, умертвите прежде свою волю

...Что слышишь от старицы, на твои откровения, сделать, постарайся делать со смирением и отвержени­ем своей воли, хотя бы тебе и лучше казалось по-твоему. Об этом также есть у аввы Дорофея и у св. Иоанна Лествичника, в 26 Степени, или Слове, по рукописной книге, глава 110: «и все хотящии познати волю Божию, должны прежде умертвить в себе волю собственную»; и, помолившись Богу, с верою и нелука­вою простотою, вопрошать отцов и братий в смирении сердца и без всякого сомнения в помысле, и принимать советы их, как из уст Божиих, хотя бы они и противны были собственному их разуму, и хотя бы вопрошаемые были не совершенно духовные; ибо праведен Бог и не попустит, чтобы те души прельстились, которые с верою и незлобием смиренно покоряются совету и суду ближнего, хотя бы вопрошаемые и не весьма были разумны, но глаголющий чрез них есть Невеще­ственный и Невидимый. Вот сколько тебе наставле­ний отеческих; надобно слушать их, если хочешь спас­тись (III, 64,155).

...Вы должны быть покойны, а особо когда пола­гаетесь на волю Божию; а какая она будет, это от нас закрыто; но вы заблаговременно говорите, что «будет невыносимо, когда К. откажет». Разве так-то полага­ются на волю Божию? По-вашему, видно, так: что когда положились на волю Божию, то чтобы непре­менно было так, как вы хотите, а не так, как угодно Ему. Ведь Он больше нас знает, что нам полезно (VI, 259,397).

Как научиться отсекать свою волю

Святой авва Дорофей очень просто, но весьма понятно вразумляет нас, как можно навыкнуть отсе­чению своей воли: начиная с малых вещей, посмот­реть ли на что-либо, сказать ли что, пойти ли куда; удерживая себя от всего этого с понуждением, чело­век приходит в навык и в больших вещах отсекать свои хотения. О сем очень хорошо и подробно пи­шет св. Петр Дамаскин: «...егда же хощеши положити начало...» — прочти это и найдешь великую пользу душе своей. Есть много о сем у св. Иоанна Лествичника, у св. Симеона Нового Богослова и у прочих святых (III, 54,137).