«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

...Больно и горько слышать о ваших скорбях, которые не умаляются, но умножаются и отягощают­ся. Странное дело! Убогие скорбят, что не имеют насущного хлеба для себя и семейства, а богатые, при всех благах и дарах, Богом посылаемых, поражаются скорбями еще большими, нежели они. Что же это значит? Кто этому причиною? Наше душевное устро­ение... Находясь в бесскорбной жизни, мы забыли бы себя и уклонились бы всем сердцем к миру и его обольстительным удовольствиям, которые поврежда­ют душу и отлучают от Бога; а когда сердце пора­жено скорбию, то уже невольно умирает миру, его ничто не обольщает; не находя нигде утешения, при­бегает к Богу и, конечно, получает по временам утешение. Бог — любовь есть и от любви Своей посещает нас скорбями, видя, что неполезна для нас отрадная жизнь... Если бы мы в скорбях наших сами себя укоряли, находя причину в своем устроении или греховности, то удобнее бы переносили и избавлялись бы скоро от скорбей; но мы вместо того видим других виновных нашим скорбям, от чего и скорбь умножает­ся и отягощается... (I, 216,409, 410).

Ропот, малодушие и обвинение других увеличивают скорби

...Только опасайтесь ропота и малодушия, ибо чрез них те же самые скорби тяжелее бывают (I, 61,137).

Посещение сие Божие приимите равнодушно и будьте уверены, что еще лучше Он поможет вам исправиться. Может быть, и ропот ваш был причиною сего наказания... (I, 68,144).

Ты ропщешь, но тем самым увеличиваешь свои скорби; а когда ты подклонишь смиренно выю свою под руку Божию и будешь себя винить, кроме всех других вин, за нетерпение и ропот, то получишь облег­чение и утешение в скорбях твоих (III, 10, 49).

Прочти еще в 51 Слове св. Исаака Сирина и уви­дишь там, что которые и действительным скорбям предаются, то когда сознают себя виновными и уко­рят себя, то скоро освобождаются от скорбей; а когда ожесточатся и обвиняют других, то еще более умно­жаются и отягощаются их скорби. А у тебя и нет настоящих скорбей, но от самосмышления составляе­мые, и ты не только не укоряешь себя, но винишь других, и тем сама на себя еще более навлекаешь скорбь, уныние, тоску и душевную удаву (III, 17, 67).

...Прочтите у св. Исаака в 35 Слове... не укло­няться от скорбей, но считать оные посланною от Бога благодатию... «Путь Божий крест есть повседне­вен. Но и от сего познавается, яко от Бога промыш­ляем есть (человек), егда послет ему присно печали» (Слова 36, 37)... а в 51 Слове: «которые при виде жезла искушений смирятся, скоро получают избытие от оных». А когда во время скорби не обвиняем себя, а других, то еще более скорби умножаются и отягоща­ются на тех (IV, 114, 293).

Не могу нигде обеспечить тебя бесскорбною жизнию — и в В. Л. и С—е могут быть скорби, а при ропоте и неудобоносимы. Ежели ж предашь себя на волю Божию и согласишься все терпеть, что Ему угодно послать, то во всяком месте будешь спокойна (V, 479, 649).

Тягостны же и неудобоносимы скорби бывают нам от нас самих, за ропот наш, за обвинение ближ­них и неукорение себя, как учит святый Исаак Сирин в 51 Слове: «когда мы принимаем скорби, считая себя достойными таковых и больше оных, предоставляя праведному Промыслу Божию, то облегчаются скорби и скоро проходят; а когда ропщем, обвиняя других, а себя ставим неповинных, то скорби со всех сторон яко ужем привязуются и бывают зельны и неудобоноси­мы». Вот твое такое устроение, потому тебя так и отягощают скорби (V, 479 , 648—649).

Скорби, принимаемые с самоукорением, исправляют нас

Жалуешься на скорби, желаешь избавиться оных, оставить послушание и упражняться в молитвах, при­уготовляться к исходу отселе, а о том не помышляешь, что в Царствие Божие многими скорбми подобает нам внити (Деян. 14, 22). Бегаяй скорбей бегает спасения; скорби же, какие бы то ни были, посылаются от Бога к нашему исправлению. Что ты не терпишь скорбей, сие показывает худое твое устроение, кото­рое могло бы прийти и в хорошее, когда бы все случаи принимала с самоукорением. Севши в безмолвие с таким устроением, ничего не приобрящешь, кроме обольщения... Видя свою немощь в непонесении скор­бей, невольно должна смириться, но отнюдь никого не обвинять, а себя, что не терпишь того, что Бог посыла­ет тебе на исцеление душевных твоих страстей и недугов. Говоришь: не могу терпеть скорбей, потому что их много и ты повредила свое сердце ими. Вот до какого безумия дошла ты! Это ли плод моего наставле­ния? Святые отцы учат нас, что от скорбей получаем смирение, а ты говоришь: себя повредила. Ежели повредила, то от безумия, от нетерпения и от обвине­ния ближних, а не себя; что можно отнести к наказа­нию Божию за нетерпение. Опять не безумные ли это слова: «лучше бы какую казнь понесла, нежели от С. скорбь иметь»? Но какая же скорбь? Что о тебе сказали не с похвалою, а укорили; да ежели бы и больше что случилось понести, то надобно считать, что они суть орудия Божии, действуемые в деле нашего спасения; а то даже и скорбию нельзя назвать; а на тебя подействовало, по худому твоему устроению. Виноваты не С...е, но ты сама, что себя не укорила, и за то, что воспалилась; поэтому еще мало тебе скорбей (VI, 10,116—117).

Прочти у св. Исаака Сирина в 51 Слове в отделе­нии: «якоже предаемии» — увидишь причину, отчего скорби скорее проходят и отчего умножаются и про­должаются; а я кратко скажу: когда виним себя, то скорби избавляемся, а если виним других, то умножа­ются и продолжаются... (VI, 106,171).

Ты хотела избавиться от скорби безмерными поклонами, но какую принесли они тебе пользу? Тер­пение с самоукорением скорее доставят тебе спо­койствие (VI, 11,127).

Также старайся всегда винить больше себя, нежели других, хотя бы и казалось тебе, что ты права; самолюбие уменьшает наши вины, а других увеличивает. По учению... св. Исаака в 51 Слове, когда мы других обвиняем, то и скорби умножаются и неудоботерпимы бывают; а когда себя виним и считаем до­стойными быть не только сих, но и вящих скорбей, тогда оные легки бывают и скоро проходят. Имей себя землю и пепел и уготовляйся к подъятию скор­бей: с таким уготовлением удобнее понесешь приклю­чающиеся скорби (V, 119,200).