«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Будто только в том состоит дело, что помолиться сколько-нибудь, да не есть мяса, и не быть в собра­ниях? Нет, Бог хочет, чтобы мы были смиренны; ибо Он приемлет молитвы смиренных и не уничижает мо­ления их. Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет (Пс. 33, 19). Сердце со­крушенно и слшренно Бог не уничижит (Пс. 50, 19). Сии слова все пророка Давида, Духом Святым вешан­ные. А сам о себе говорит он: благо мне, яко смирил мя еси (Пс. 118, 71) и прежде даже не смирити ми ся, аз прегреших (Пс. 118, 67). Во всем смирение пренужное дело, без него никакая добродетель Богу не угодна; аще кто не помышляет себе грешна, молитва его несть благоприятна пред Богом, пишет св. Исаак (Слово 55) (III, 83,179-180).

Пишете, что вы не имеете смирения, а знаете, как оное нужно для мира и спокойствия душевного; за него-то у нас война с гордыми бесами, которые стараются внушать нам все противное смирению. А напротив, Господь наш Иисус Христос повелел на­учиться от Него смирению и кротости, для обрете­ния спокойствия душам нашим. Все, что мы ни дела­ем, ни ухищряем, желая обрести спасение, но без смирения не пользует оное нам. И что чудно, по слову св. Исаака, смирение и без дел спасает нас, а дела без оного нимало не пользуют. Вы делали мно­го и правил и прочих мнимых добродетелей, полагая основать на них свое спасение, но ничтоже обре­ли — видно, потому, что делание ваше не было ра­створено смирением. Не думайте ж, чтобы сие богат­ство скоро и беструдно можно было стяжать, но мно­гим временем, трудами, самоукорением и сознанием своей немощи и нищеты (I, 104, 219).

Сознавая свою греховность, снискивайте сми­рение, которое сильно ходатайствовать ко Господу, как о прощении грехов ваших, так и о утверждении впредь, к исполнению заповедей Его (II, 119, 181).

Смирение приобретается через познание своих немощей

...Старайся о тех средствах, которые приносят тебе пользу; я говорю: не доверять своему разуму и повергнуть свою волю; обличение же, правильное или неправильное, не отвергать, когда не хочешь отвергнуться своего спасения. Все сии делания приве­дут тебя к познанию своих немощей и смирению (III, 113. 231).

...Чрез познание своих немощей да поможет вам Господь стяжати многовожделенное вами смирение... (11,101,153).

А как стяжать смирение, — это великое сокро­вище, некрадомое врагами, но их погубляющее, — о том читайте отеческие книги; в них увидите, что где нет света, там все тма, и где нет смирения, там все темно и мрачно. И мы не можем стяжать смирения, аще не познаем своих немощей, и не будем надеяться на свои мнимые исправления; самое то, что вы чув­ствуете в себе охлаждение к Богу, есть повод к сми­рению; видя такую в себе нищету, поневоле должно смиряться, а если об этом смущаетесь, то явно обли­чается сим наша гордость; думали, что будто бы и имели нечто, и потерявши скорбим, смущаемся, а не прибегаем к смирению и покаянию; в смущении же ниже след есть и того и другого (II, 123, 192).

Когда уже царь и пророк Давид говорит о себе: прежде даже не смирити ми ся, аз прегреших (Пс. 118, 67): то что мы о себе можем сказать, не имея сего богатства? И смирение получив, не приписывает себе, а к Богу обращается: благо мне, яко смирил мя еси (Пс. 118, 71). Так и мы должны видеть в путях нашей жизни и в действии страстей, что ведут нас к смирению наши немощи душевные... (II, 185, 290).

Самоукорение - путь к смирению

Когда вменишь себя в ничто, то какое дело до того, что о тебе говорят и думают? Смиренный все­гда мирен и спокоен, а пока будем достигать сего, то требуется большой искус. Ты при всяком случае, по­трясающем тебя, познавай свою немощь и укоряй себя, а не других... (III, 224, 374).

...В немощи и поползновении случающемся сми­ряй себя не краем языка, а сердечным чувством, да получишь залог его (благого делания) (III, 278, 493).

Вот нам прямой путь; оный приводит... к сми­рению; не видя своего исправления, но паче ошибки и поползновения, не должно смущаться, но, укорив себя, смиряться... Ты привыкла видеть свои исправ­ления, и если случится что когда-либо перенести от М. М., считаешь это хорошим и как бы мучениче­ством; от сего и запала в сердце твое закваска гор­дости, лишающая тебя мира и спокойствия (IV, 112, 284-285).

Всеми мерами старайся стяжавать противопо­ложное гордости — смирение, и как оное приобрета­ется, учись в книгах святых отцов: всегдашнее самоукорение — ближний к оному путь (IV, 225, 507).

Господь ищет от нас смирения; с смирением малые дела Господь приемлет, а без смирения и боль­шие исправления Ему не угодны, что видим на фари­сее. Смирять свои помыслы можно и памятью согре­шений наших; ежели и горести и скорби какие посетят, памятью согрешений удобнее оные понесем, укоряя себя, а не других (I, 394, 684).