«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

...Искушений и скорбей невозможно избежать, где бы вы ни были и какой бы род жизни ни проходи­ли, гражданский ли, общественный или уединенный, от общества удаленный; когда мы стараемся об ис­полнении заповедей Божиих, то со всех сторон вос­стают на нас волны искушений; мир, плоть и диавол препятствуют сему; но Христовы духовные воины не страшатся их, они имеют благонадежного и ис­кусного Кормчего, Иисуса Христа; в сильных обуреваниях притекают к Нему и вопиют: Господи, спаси ны погибаем! (Мф. 8, 25). И обретают всесильную Его помощь (VI, 264, 403).

Начало премудрости страх Господень

Вы спрашиваете меня, как возбуждать в себе ревность к исполнению заповедей? На сие отвечаю,— страхом Божиим, ибо начало Премудрости страх Господень (Притч. 9, 10), и страхом Господним ук­лоняется всяк от зла (Притч. 16, 6). Много есть и других текстов в Писании о сем. При исполнении добродетелей скрепляйте каждую — смирением, кото­рое святой Дорофей называет брением (известкою); так как камни или кирпичи кладутся в созидании дома и связуются брением, крепко бывает строение, а без брения рассыплются; так и добродетели, без смирения, не приносят пользы (I, 4, 20).

Надобно смиряться истинно, а не ложно

...При исполнении заповедей Божиих нужно иметь смирение, и если сила заповедей в нас оскудеет, то смирение о нас ходатайствует. А когда будем делать добродетели и хотим удостовериться, что мы уже спаса­емся, и просто как бы видеть на ладони свое спасение, то очень ошибаемся. Надобно делать добродетели, но не видеть сего, а приписывать исправления свои Богу и Его помощи и смиряться истинно, а не ложно. Заповедь Божия повелевает: аще и вся повеленная вам сотво­рите, глаголите, яко раби неключими есмы: яко, еже должни бехом сотворити, сотворихом (Лк. 17,10). Фарисей видел свои добрые дела и благодарил Бога, но не оправдался так, как смиренный мытарь, сознавший свою греховность и просивший от Бога милостиву ему быти (1,212,402).

Все, что мы ни имеем благого: мир, спокойствие и здравие — все это есть дар Божий, туне нам даруе­мый; а мы, почтенные от Него самовластием и разу­мом, должны стараться исполнять святую Его волю, показанную нам в святом Евангелии, заповедях Его. Приступая же к деланию, надобно просить помощи Божией, ибо Он сказал: «без Мене не можете творити ннчесоже» (Ин. 15, 5); исполняя же заповеди, не думать, что сделали что-либо великое; но долг имея (исполнять) — исполняем их; и Господь, побуждая нас к смирению... повелел: «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» (Мф. 11, 29). Везде и всегда нужно нам смирение, которое дела наши укрепляет и упоко­ение подает (I, 152, 310, 311).

...Прочти у св. Исаака в 34 Слове, что заповеди, творимые со смирением, благоугодны Богу, и когда сила первых оскудеет, то второе о нас ходатайствует у Бога...

...Старайся деланием заповедей Божиих благоутождати Ему; но чтобы все оные были растворены смирением, а без смирения не могут воспользовать...

Любовь Божия - в исполнении заповедей Его

...Любовь Божия состоит в исполнении запове­дей Божиих, а не в том, как ты думаешь, — в восхи­щении ума; это совсем не твоей меры. Лучше, видев свою немощь, смиряйся и считай себя худшею всех, и отнюдь не надейся на себя... (VI, 79, 130).

Вы желаете любить одного сладчайшего Иисуса. Похвально ваше желание; но одно желание не доволь­но исполнить меру любви Божией: вера и дела дости­гают оной, верою должно принимать все попущаемые от Бога к искусу перемены в жизни и неприятности, что посылаются от Бога ко испытанию, а дела доказывают, что мы печемся о любви Божией, по неложному пречи­стых уст Его слову: любяй Меня, заповеди Моя соблю­дает, а не любяй Мя заповедей Моих не соблюдает (Ин. 14, 21, 24), и по апостольскому учению: вера без дел мертва (Иак. 2, 17), и дела без веры мертвы. Какие ж заповеди и дела должно исполнять? О сем всякому христианину должно испытать в св. Еванге­лии и научаться от пастырей Церкви: ибо мы в святом крещении даем обеты Христу исполнять все заповеди Его и отрицаемся сатаны и всей гордыни его и всего служения его (VI, 121,197).

«Награда бывает не деланию заповедей, но смирению»

Тебя смущает, видя в себе совершенное неис­полнение всех заповедей, и боишься, что вся жизнь пройдет только в намерении, какой же будет ко­нец? Прочти у св. Исаака Сирина в 34 Слове: «На­града бывает не деланию заповедей, но смирению, и когда сила первых оскудеет, то смирение, вместо их, приятно бывает». И еще предлагаю выпи­санное из книги Петра Дамаскина, чтобы не отчаи­ваться, но каяться и смиряться. Впрочем, это не должно нам быть поводом к нерадению и ослаблению, а к тому, чтобы не смущаться, а смиряться: при ис­правлении чего-либо не возвышаться, а при недостатках не упадать духом, но наблюдать средину; а когда Бог узрит в нас залог смирения, то и поможет в делании добрых дел; а пока оного нет, то самыми нашими поползновениями и немощами приобретаем смирение, и невольно видя свою худость и нищету (I, 252, 488-489).

Не ищите награды за исполнение заповедей Христовых