Conversations on Faith and the Church

Есть и еще один путь, которым окружающая нас действительность — материальная, как будто тяжелая, непроницаемая — вдруг вступает в область веры. Один из англиканских богословов называет это космической прозрачностью, и вот что он имеет в виду: бывают моменты, когда неожиданно для нас и потому что нас коснулась благодать Божия, мы вдруг видим то, что нас окружает, в свете Божием, с глубиной, которой иначе вещи для нас не имеют.

Я вам дам сейчас один или два примера. Это, прежде всего, больше всего, конечно, касается любви в человеческих отношениях. Люди живут рядом друг с другом — девушки, молодые люди. Среди них есть девушка и молодой человек, которые друг друга никогда не замечали; жили бок о бок, встречались, работали, разговаривали и не отметили существования один другого. И вдруг, в какой-то день, один из них или оба взглянут друг на друга и увидят друг друга по-новому. Это называется просто — полюбить друг друга, или влюбиться, или как хотите, но событие это очень знаменательное. Человек, который не существовал, который был просто один из толпы, вдруг выделяется как единственный или как некто, имеющий громадное значение в моей жизни.

Подобие я могу вам дать такое. Вы, наверное, слышали о витражах западных церквей — окнах, составленных из многоцветных стеклышек, которые изображают или какую-нибудь тему, или просто гармонию красок. Придешь в храм иногда, вечером или когда солнце с другой стороны, и на серой стене вырисовывается просто серое пятно — ничего не видно. Придешь в другой день — солнце коснулось этого стекла или бьет прямо в это окно, и окно вдруг сияет небывалой красотой. Оттого, что коснулся его свет потусторонний, вдруг тема этого окна выявилась: Крещение ли Господне, Воскресение, Вознесение или какая-либо другая тема; выявилась вся красочность этого окна, вся сиятельная красота этого окна. Но одновременно это окно, явленное нам светом потусторонним (который просто "по ту сторону", если говорить о вещественной жизни, или потусторонним в другом смысле, если говорить о душе человеческой и о Боге, Который есть свет), окно, нам явленное этим светом, в то же время и являет нам этот свет. Повторю: то же самое и в человеческих отношениях: вдруг блеснул какой-то свет изнутри человека, и человек для нас уже незабываем, неповторим, единственный. Святой Мефодий Патарский [18] в одном из своих писаний говорит: пока юноша не полюбит девушку, он окружен мужчинами и женщинами; когда он полюбит кого-нибудь, он видит возлюбленную и — вокруг себя — людей: уже не мужчин и женщин, а просто людей, потому что это — единственный человек, а остальные все "вошли в ряд ", как бы сглажены, они просто окружение.

Но бывает, бывает постоянно между нами так — не только в любви одного человека к другому, но и, например, при встрече друзей: в какой-то день вдруг почему-то друг с другом можно так говорить, как никогда не говаривалось, — до такой глубины, до такой чуткости, до такого взаимного понимания; и лицо у человека преобразилось, и голос иной, и весь он такой, каким никогда его не видал раньше. А на следующий день встретишь его — как будто обыкновенный, как будто потух этот свет, как будто солнце отошло немножко, и витраж, красочное, сиятельное окно снова стало серым, незаметным.

И тут можно подойти к вопросу двояко — можно подойти с верой или без веры. С верой — это значит, что, видя тусклое это окно, видя потухшее лицо, видя человека, который снова стал "как все", мы можем улыбнуться в душе и сказать: это обман, я знаю, какой он на самом деле, он был мне явлен, хоть на одно мгновение, в неповторимой глубине и красоте... Или можно, наоборот, посмотреть, пожать плечами и сказать: как жалко, я обманулся, я думал, что этот человек — нечто особенное, на самом деле — нет, это было просто мое настроение... И тут от нас зависит сохранить в себе уверенность в вещах невидимых иди ради видимого отвергнуть то невидимое, которое так значительно. Бог так не поступает по отношению к нам. Возьмите два примера.

Встреча Христа Спасителя с апостолом Петром после Воскресения Христова (Ин. 21, 15-19). Петр трижды от Него отрекся; при первой их встрече можно было ожидать — говоря по-человечески, — что Христос его спросит: Не стыдно ли тебе? Каешься ли? Просишь ли ты прощения? Хочешь ли ты снова стать Моим учеником?.. Христос этого не говорит; Он ему говорит: Любишь ли ты Меня больше остальных, больше, чем остальные Меня любят?.. Если мы вспомним другое место Евангелия, где Христос говорит: Кому больше прощается, тот больше любит (Лк. 7, 47), — то это вопрос очень сильный: Сознаешь ли ты, Петр, что тебе должно проститься больше, чем кому-либо из других учеников? Способен ли ты ответить большей любовью на большую любовь, на большее прощение, на большее сострадательное милосердие Божие?.. И Петр говорит: Да! Люблю Тебя! — потому что в это мгновение встречи он не может вспомнить того, что было еще так недавно, в ночь, когда взяли Христа; все, что он переживает сейчас — это встреча со Христом, живая встреча; о чем же говорить? Все остальное, словно кошмар, сон, марево, прошло... И Христос снова его спрашивает о том же: Любишь ли ты Меня, как друг любит своего друга, — а не вообще, общей, универсальной любовью? (В греческом тексте здесь употреблен другой глагол.) Петр говорит: Да! Люблю /.. И в третий раз его спрашивает Христос... Тогда ясно делается Петру, что вся очевидность против него; что можно просто из фактов доказать, что он — предатель, изменник: как же он может говорить о любви? И тут Петр гениально, с гениальностью духа, с гениальностью сердца отвечает: Господи — Ты все знаешь. Ты знаешь, что я Тебя люблю.,.

Здесь мы видим, как Христос отказывается принять доказательство, а смотрит в глубину человеческого сердца и говорит: Да! он поступил не так; он был слаб — но он Меня любит...

The second story of the same kind, in the eighth chapter of the Gospel of John, is the story of a woman taken in adultery. Everything is against her; it is taken in action; she is brought to Christ; against it is the law of the Old Testament; They want to trap Christ in the fact that He will say: "Disregard the law, have pity on her..." And Christ does not do this; He does not say that an adulteress can be let go in peace; He does not say that it is possible to circumvent the law; He poses a question to people: if you want to apply the law, apply it; but be worthy of the law; whoever is without sin among you, let him punish this sinner with stoning... And one after the other they come out, because not one of them can say to himself that he does not fall under such a lawful condemnation. Christ turns to this woman, and it is clear that He does not say to her: "God is love – He will forgive everything", He says to her: "Where are those who condemned you? "They're all gone. "And I do not condemn you, go and sin no more..."

Christ is not speaking to an adulteress taken in sin, but to that woman who, because she was taken, because she stood before the condemnation of death through the law, discovered that sin is death; to the woman who stood before Him in terror of imminent impending death, and who, indeed, thought: if I were granted life, it would be a new life... And He turns to this woman, in whose heart, in the depths of her heart, either she has always been, in spite of her sinfulness, or the possibility of a new life was born, and says: Go, but sin no more...

Here, too, Christ, beyond everything that seems, everything obvious and provable, turns to a secret man, whom God sees, but whom people have not seen, because we judge by actions, by words, but not by the depths of our hearts... And this is also the realm of faith: the conviction that what is invisible is more real than what is visible...

Let's go back to the example I gave you earlier: to the stained glass window, which has gone out because the day is leaning towards night, and the light is no longer shining through it, and there are no more colors, no lines, but only a gray spot in the wall. If we return to these images, we are faced with the question of doubt: what I saw is real? Or was it a dream? dream? My desire, projected on reality? Is it there – or has it never been?..

The word doubt consists of two parts: so and opinion, to imagine two different things at the same time. We always perceive doubt – at least believers – tragically: suddenly everything has shaken; What seemed unconditional, indubitable begins to double, and we make a huge mistake, a double mistake.

First, doubt does not refer to the Living God Himself, but to what we thought of Him, as we imagined Him; The Living God does not change from our doubt. And secondly, we are afraid in vain, because doubt does not tell us: "What if there is no God, and what if everything I believed in does not exist," but only says: "You thought as a child, it is time for you to start thinking like an adult; you had children's ideas, it's time for you to form adult ideas; you thought about God in a primitive way, think about Him more deeply, more truthfully."

Doubt is a scientist's tool. When he has collected in a handful all the existing disparate facts, he tries to combine them into some theory, a general idea.