H. ВАСИЛИАДИС ТАИНСТВО СМЕРТИ
Уже, как отмечено выше, во времена Ветхого Завета Бог открыл о сошествии Сына Своего и Слова во ад. Псалмопевец говорит от имени Мессии: «…Ты не оставишь души Моей во аде…» и не позволишь Посвятившему Себя Тебе испытать тление и смертное разложение, но изведешь Его из гроба нетленным (Пс. 15, 10). Псалмопевец подтверждает победу Спасителя над смертью и адом и торжественно восклицает: «Яко сокруши врата медная и вереи железныя сломи» (Пс. 106, 16). И правед{стр. 164}ный Иов, за целых шестнадцать веков до Христа, пораженный Божественным всемогуществом, которое через Спасителя явится в аду, восклицает: «От страха перед Тобой открылись ли мрачные и неприступные врата того места, где царствует смерть и держит в плену усопших? И неустрашимые стражи ада, видя Тебя, задрожали от страха» (Иов. 38, 17). Пророк Осия приблизительно за восемьсот лет до Рождества Спасителя от имени Бога также предсказывает: «Я освобожу Тебя из рук ада и избавлю от смерти. И тогда Я торжественно скажу: о смерть, где твой приговор? О ад, где твое жало?» (Ос. 13, 14: LXX).
После Божественного Вочеловечения и победы Господа над смертью и адом толкователи Священного Писания и божественные отцы, глубоко изучив эти пророческие отрывки и другие параллельные места, излагают основы учения нашей Церкви по этому вопросу более досконально. Так, святитель Климент Александрийский посвящает целую главу этой истине [400]. Ориген учит, что Господь сошел во ад человеческой душой, но «лишенной тела», и возвестил Благовестие спасения бестелесным душам, находившимся в аду [401]. Эта истина свидетельствуется всем апостольским Преданием Церкви, исповедуется оглашенными во время Святого Крещения и составляет неотъемлемую часть священной проповеди и богослужения. Она нашла отражение и в Божественной литургии святителя Василия Великого. Молитва Возношения, которую воссылает иерей в минуты, когда поется победный гимн «Свят, свят, свят Господь Саваоф…», гласит: «Христос, сойдя во ад крестной смертью, чтобы все наполнить Своим явлением, разрушил страдания, причиняемые смертью. И, воскреснув из мертвых в третий день […], ибо не мог быть удержан тлением {стр. 165} Начальник Жизни, Он сделался начатком умерших, первородным из мертвых…»
Всем верующим также хорошо известно прекрасное песнопение в честь Пренепорочной Владычицы, которое поется перед великим славословием на утрене. В нем мы славим Пречистую Благословенную Деву Марию, ибо через воплотившееся от Нее Слово «ад пленися, Адам воззвася, клятва потребися, Ева свободися, смерть умертвися и мы ожихом».
Кроме того, Православная Церковь специально празднует в Великую Субботу торжественное событие Сошествия Христа Спасителя во ад. «Великая Суббота важнее Пасхальной вечерни» [402].
И святой составитель синаксария, восхваляя событие погребения тела Господня и Сошествия Господа во ад, добавляет: «Напрасно и тщетно ты охраняешь гроб, римский стражник, ибо невозможно удержать гроб Того, Кто Сам есть Жизнь и Источник Жизни. Так «смерть была совершенно уничтожена и исчезла» [403].
Вообще песнопения Великой Субботы, несравненные и непревзойденные в их поэтическом мастерстве и духовной силе, своей глубиной потрясающие души и сердца верующих, насыщены этой истиной. «Днесь ад стеня вопиет», — повторяют три стихиры самогласны вечерни Великой Субботы, составленные великим учителем нашей Церкви преподобным Иоанном Дамаскиным. {стр. 166} Вопиет и рыдает ад, ибо «разрушися власть» его, ибо упразднена и «изнемогает держава» его [404]. В тот же день читается прекрасное, такое благодатное и живое пророчество Ионы. Ведь в этом пророчестве «ясно преднаписано таинство» Сошествия Господа во ад. Речь идет о пророке Ионе, «безвредно сокрывшемся в ките и без болезни исшедшем из кита» и предначертавшем почти за восемьсот лет до Рождества Христова будущее пребывание Господа в аду [405]. Поскольку же приключение Ионы рассматривается как одно из наиболее важных прообразований смерти и Воскресения Господня, оно является и предметом песнословия Воскресения Христова (Пасхи): «Снисшел еси в преисподняя земли и сокрушил еси верей вечныя, содержащий связанныя, Христе, и тридневен, яко от кита Иона, воскресл еси от гроба» [406].
Наша Церковь придает спасительной истине о Сошествии Господа во ад столь важное значение, что в одном только Последовании Честных Страстей Святого и Великого Пятка и Великой Субботы это событие славится более пятидесяти раз. Мы поем, например: «Плоть бо Твоя нетления не виде, Владыко, ниже душа Твоя во аде страннолепно оставлена бысть», «Ты бо, положся во гробе, Державне, живоначальною дланию смерти ключи развергл еси, и проповедал еси от века тамо спящим, избавление неложное…» [407]. В другом песнопении мы поем: «Когда Ты, Спаситель всех, был положен за спасение {стр. 167} мира во гроб, то ад, видев Тебя, был объят страхом, вереи сломились, врата сокрушились, гробы отверзлись, мертвые востали». И еще: «ад, Слове, срет Тя, … огорчися», «Уязвися ад, в сердце прием» как мертвого Тебя, Спасителя Господа!..
Спасительная истина о сошествии Христа во ад подчёркивается и во время праздников светлой Пятидесятницы свыше двухсот раз. Так, мы, восхваляя, поем: «Сущим во аде сошед Христос благовествова»; «врата медныя сокрушил еси, Христе». Что же сказать о воскресных и праздничных песнопениях всего года? В них, согласно одной оценке, о Сошествии Господа во ад упоминается более ста пятидесяти раз [408], поскольку многие из этих песнопений поются и во время других праздников и священных последований. Например, в тропаре воскресном второго гласа мы восклицаем: «Егда снизшел еси к смерти […], тогда ад умертвил еси блистанием Божества». А в тропаре третьего гласа мы призываем к неизглаголанной радости небо и землю: «Да веселятся небесная, да радуются земная», ибо «Господь […] из чрева адова избави нас». В тропаре же шестого гласа мы поем: «Господи, Ты пленил еси ад, не искусився от него».
Не только поэзия, гимнография, богослужение и молитвословие, но и иконопись Православной Церкви, выражающая посредством икон учение нашей веры, образно представляет эту истину. Она черпает материал главным образом из Священного Писания, церковных песнопений и учения богоносных отцов, а также из беседы, приписываемой святителю Епифанию, архиепископу Кипрскому [409]. Важно отметить, что икона, изображающая Сошествие Господа во ад, рассматривается православной иконописью как «подлинная икона Воскресения».
{стр. 168}
В основании этой иконы между обрывистых скал разверзается темная бездна. Зияющая бездна — это преисподняя земли, или хранилища адовы, в которые сошел Избавитель Христос, чтобы возвестить Благовестие спасения (1 Пет. 4, 6) «от века тамо спящим». Господь, как гласит коленопреклоненная молитва святой Пятидесятницы (которая черпает свое содержание из Священного Писания), — это Тот, Кто разорвал «смерти узы неразрешимая и закрепы адовы». Это «во ад сведай, и вереи вечные сокруши вый и во тьме едящим восход показавый» [410].
Над темной пещерой изображается в сияющей одежде Победитель Христос внутри прозрачной округлой «манд орлы», разрываемой Его крестообразным нимбом, Христос живый, имеющий ключи ада и смерти (Откр. 1, 18). Нимб, лучезарные одежды Господа и победные трофеи, которые Он держит, символизируют Его торжество. Победные трофеи — это Адам и Ева, которых Он извлекает из глубин ада сильным движением, являющим Его власть и всемогущество. О силе этого движения говорят широко развевающиеся одежды торжествующего Христа. В левой руке Он держит огромный крест — символ победы. Две дверные створки, врата ада, которые сокрушил торжествующий Христос, изображаются крестообразно под Его пречистыми ногами, на которых различаются раны от гвоздей.
Другие изображения этого сюжета еще более выразительны. Господь держит в одной руке крест, «непобедимую победу», или свиток, возвещающий Светлое Воскресение. Справа и слева от Господа — два Ангела. Смерть изображается как закованный в цепи старец. Это те же цепи, которыми смерть сковывала людей, свои несчастные жертвы. В темной пещере ада видны звенья от разорванных цепей, разбросанные ключи, гвозди, {стр. 169} задвижки, засовы и т. д. Все это являет собой полное разрушение и окончательное уничтожение тиранического царства ада. Воскресший Христос извлекает из гроба и освобождает вместе с первозданными ветхозаветных праведников и прочих благочестивых людей, добродетельно поживших на земле и с верою ожидавших пришествия Мессии. Поэтому справа и слева на иконе изображаются фигуры праведников, царей, пророков и преподобных Ветхого Завета [411]. Таким образом, Христос, восстающий из «живоносном гроба», видится скорее выходящим не из гроба, но из брачного чертога. Выходя же, светлый, державный и торжествующий, Он освобождает «от века узники» и дарует «нетление» и вечную жизнь человеческому роду [412].
«Прият тело, и Богу приразися»