H. ВАСИЛИАДИС ТАИНСТВО СМЕРТИ

1139

Νικοδημου Άγιορείτου. Νέα Κλϊμαξ… Κωνσταντινουπόλει, 1844. Σ. 36.

1140

Он же. Έξομολογητάριον. Βενετία, 1855. Σ. 218.

1141

Свт. Иоанн Златоуст. Κ Феодору падшему, 1, 12// PG. 47, 294–295; Толкование на св. Марка евангелиста. Беседа 69. Ст. 2. М., 1993. С. 704

1142

Свт. Василий Великий. На Пс. 33, 4 // Творения. Репринт. Т. 1. С. 290.

1143

Свт. Иоанн Златоуст. На Посл. к Евр. беседа 1, 4// PG. 63, 18.

1144

Геенна — от евр. «Гееном» — долина сына Еннома. Она находилась юго–восточнее Иерусалима. Во времена идолопоклонства там была статуя бога Молоха в виде быка, и когда в его честь возжигали огонь, то бросали туда младенцев и взрослых в качестве человеческих жертвоприношений. Поэтому долина эта и называлась «долиной плача». Царь Иосия (7 в. до P. X.) объявил это место оскверненным и определил, чтобы туда сваливали все нечистое: мусор, трупы животных, людей, осужденных на смерть, непогребенных мертвецов. Уничтожение всего этого производилось путем сожжения, которое имело целью одновременно и очистить местность. Днем столбы дыма, поднимавшегося оттуда, заволакивали окрестности, а ночью на большом расстоянии были видны гигантские языки пламени. Отсюда это место получило название «геенны огненной» и стало символом ада, ибо люди говорили: «Чем–то подобным должно быть и наказание грешников в аду!» Вот почему Господь использовал этот образ, понятный Его современникам, чтобы описать тяжесть наказания и жестокость вечных мучений.

1145

Свт. Григорий Нисский. Большое огласительное слово, 40 // PG. 45, 104 D–105 А.

1146

Свт. Иоанн Златоуст. К Феодору падшему, 1, 10 // PG. 47, 289.

1147

Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 4. Гл. 27. М., 1992. С. 272.

1148

Π. Ν. Τρεμπελα. Δογματική της Όρθοδόξου Καθολικής 'Εκκλησίας. Αθήναι, 1961. Τ. 3. Σ. 493.

1149

Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на св. Матфея евангелиста. Беседа 23. Ст. 7. М., 1993. С. 271.

1150

Он же. Беседы на Послание к Римлянам. Беседа 31. Ст. 4–5. М., 1994. С. 850.