H. ВАСИЛИАДИС ТАИНСТВО СМЕРТИ

Π. Ν. Τρεμπελα. Δογματική της Όρθοδόξου Καθολικής 'Εκκλησίας. Αθήναι, 1961. Τ. 3. Σ. 493.

1149

Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на св. Матфея евангелиста. Беседа 23. Ст. 7. М., 1993. С. 271.

1150

Он же. Беседы на Послание к Римлянам. Беседа 31. Ст. 4–5. М., 1994. С. 850.

1151

См.: Η. Бердяев. Истина и Откровение (Афины, 1950). Η. Бердяев, во многом не соглашаясь с отцом Сергием Булгаковым, тем не менее полностью согласен с этой идеей. Кроме того, философ Η. Бердяев в своей книге «О предназначении человека», особенно в 3–й ч. гл. 2 (Геенна) отрицает вечность ада и присоединяется к еретическим учениям Оригена и его единомышленников. Ориген, пытаясь примирить Божественную благость с Божественной справедливостью, сформулировал воззрения, которые наша святая Церковь осудила как нечестивые на V Вселенском Соборе, следуя словам Господа: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный», и еще: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25, 41, 46).

1152

Свт. Григорий Палама. Беседа 59. Афины, 1861. С. 244.

1153

Мученичество Поликарпа Смирнского // ΒΕΠΕΣ. 3, 24.

1154

Свт. Климент Римский. К Коринфянам. Послание И. Гл. 7 // Ранние отцы Церкви. Брюссель. 1988. С. 89. Это Послание «считается древнейшей сохранившейся христианской проповедью».

1155

Св. Иустин Философ. Апология I. Ст. 28, 52; Диалог с Трифоном иудеем. Ст. 45 // Творения. Репринт. М., 1995. С. 58, 82, 203.

1156

Свт. Феофил Антиохийский. К Автолику. Кн. I. Ст. 14 // Ранние отцы Церкви. Брюссель. 1988. С. 467.

1157

Свт. Кирилл Иерусалимский. Слово огласительное, 18. Ст. 19. М., 1991. С. 305.

1158

Свт. Василий Великий. Правила, кратко изложенные… Вопросоотв. 267 // Творения. Репринт. Ч. 5. С. 291: «И это плод диавольского обольщения, что многие люди, забывая таковые и столь многие слова и выражения Господа, утверждают о конце мучений, чтобы скорей они могли решиться на грех. Но если когда–нибудь наступит конец мучений, то, во всяком случае, закончится и вечная жизнь […]. Ибо каждому то и другое вечное дается в равной мере. Ибо отойдут, — говорит Он, — «сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25, 46).

1159

Свт. Иоанн Златоуст. К Феодору падшему, I, 9, 10 // PG. 47, 289–290.