H. ВАСИЛИАДИС ТАИНСТВО СМЕРТИ

1221

Свт. Григорий Богослов. Слово 8, надгробное своей сестре Горгонии // Творения. T. 1. С. 188: «Глас празднующих, сонм ангелов, небесный чин, зрение славы и всей вышней Троицы более чистое и совершенное сияние […] и оно озаряет наши души полным светом Божества».

1222

Он же. Слово 7 и 18 // Там же.

1223

Свт. Григорий Палама. Беседа 34 // PG. 151, 432 С. Соответственно с этим святой Марк Эфесский учит: «(Божественную) сущность ни видеть, ни понять, ни узнать не в состоянии никакое рожденное естество и даже сами первенцы надмирных умов […]. Божественная сущность необозрима для всех, кроме Единородного и Духа Святого. А мы постигаем Его благость и мудрость, преображаясь от божественных энергий и познавая Творца через творение. Таково есть то, что можно знать о Боге, что Он открыл всем людям (Рим. 1, 19)». (Св. Марк Эфесский, Евгеник. Ответы на вопросы… // CFDS. Ser. 1. Vol. 8. Fasc. 2. S. 109).

1224

Преп. Симеон Новый Богослов. Слово 45. Ст. 10 // Творения. ТСЛ, 1993. Т. 1. С. 412.

1225

Νικοδημου 'Αγωρείτου. Έξομολογητάριον. Βενετία, 1855. Σ. 218–219.

1226

Свт. Иоанн Златоуст. К Феодору падшему, 1, 11 // PG. 47, 292.

1227

Свт. Кирилл Александрийский. Об исходе души… // PG. 77, 1081 А.

1228

Вл. Лосский. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Гл. 11. М., 1991. С. 177.

1229

Свт. Дионисий Ареопагит. О божественных именах. Гл. 1. Ст. 4. СПб., 1994. С. 27.

1230

Преп. Симеон Новый Богослов. Слово 52. Ст. 1 // Творения. ТСЛ, 1993. T. 1. С. 479.

1231

Νικοδημου Άγιορείτου Έξομολογητάριον. Βενετία, 1855. Σ. 220.

1232

Свт. Григорий Богослов. Слово 15, говоренное безмолвствующему отцу: «И первые [сотворившие благо] наследуют неизреченный свет и созерцание Святой и Царственной Троицы, Которая будет сиять сильнее и чище, и всецело соединятся с всецелым умом, в чем едином и поставляю Царствие Небесное» // Творения. T. 1. С. 236–237. Эту же истину святой Григорий подчеркивает и в другом месте: «Я думаю, что оно (Царство Небесное) есть не что иное, как достижение чистейшего и совершеннейшего. А совершеннейшее из всего сущего есть ведение Бога. Но до тех пор, пока мы земные, то одно мы понимаем, а другое имеем, а частию да сберегаем для себя в тамошних сокровищницах, чтобы в награду за труды приять всецелое познание Святой Троицы, какова Она есть, и по качеству, и по количеству». (Сл. 20, о поставлении епископов // Там же. С. 305). Достойно внимания, что святой отец подчеркивает тот факт, что наследование Божественного сияния преподобной душой будет «жатвой», то есть достойным плодом боголюбивых трудов и браней на земле.

1233

Свт. Василий Великий. Посл. 8, 12 // PG. 32, 265 ВС.

1234

Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 4. Гл. 27. М., 1992. С. 272.