H. ВАСИЛИАДИС ТАИНСТВО СМЕРТИ

Свт. Григорий Нисский. О природе человека. Гл. 23 // PG. 44, 209 BC–212 С.

1282

Блаж. Августин. О граде Божием. Кн. 20. Гл. 14, 16. С. 107, 111.

1283

Преп. Симеон Новый Богослов. Сл. 45. Ст. 4 // Творения. ТСЛ, 1993. T. 1. С. 379.

1284

Св. Иустин, философ и мученик, объясняет, что учение Священного Писания о горении мира не имеет никакой связи с учением о горении мира пантеистов стоиков. «В то время, как горение стоиков представляет собой следование естественного порядка вещей и необходимую фазу всеобщей жизни, христианское горение представляет собой акт всемогущей десницы Вышнего» (Α. Θεοδώρου. 'Н θεολογία του Ίουστίνου, φιλοσόφου και μάρτυρος και αι σχέσεις αυτής προς την Έλληνικην φιλοσοφίαν. Άθηναι, 1960. Σ. 142).

1285

Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 85. Μ., 1993.

1286

Преп. Симеон Новый Богослов. Сл. 45. Ст. 5 // Творения. ТСЛ, 1993. Т. 1. С. 382.

1287

Блаж. Августин. О Граде Божием. Кн. 22. Гл. 30. С. 315.

1288

Nucoδημoυ 'Aγιορείτoυ 'Eξoμoλoγητάpιov. Βενετία, 1855. Σ. 281–282.

Таинство покаяния

Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного 

(Иак. 5: 16)

Текст

Библейское обоснование Таинства покаяния находится в Соборном послании апостола Иакова. В стихе 5:16 читаем:

«Исповедайте убо друг другу согрешения»

(«Признавайтесь друг пред другом в проступках» по Синодальному переводу). В этом месте послания святого апостола Иакова Таинство очень характерным способом располагается на экклезиологической основе. Некоторые не совсем обоснованно ассоциируют Таинство покаяния с отрывками из Евангелий (Мф. 18:18 и Ин. 20:23), которые на самом деле имеют отношение к власти общего характера, возложенной Христом на учеников. (Это отразилось в появившейся под латинским влиянием разрешительной молитве, употребляемой в Русской Церкви: «Аз, недостойный иерей, властью Его, мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих...», см. соотв. места из Евангелий Матфея и Иоанна). На той же экклезиологической основе, что и апостол Иаков, располагают Таинство покаяния и отцы первых веков, о чем свидетельствует Учение двенадцати апостолов (Дидахе): «Исповедуй в церкви свои грехопадения» (4:14) и «А в день Господень, собравшись вместе, преломите хлеб и поблагодарите, исповедовав прежде свои грехопадения, дабы ваша жертва была чистой» (14:1), где, сверх того, подчеркивается связь покаяния с Божественной Евхаристией — «первичным» и «исключительным» таинством Церкви [1]. В ту же примерно эпоху святой Игнатий Антиохийский пишет в своем послании к филадельфийцам: «Всем кающимся Господь прощает, если они возвращаются к единению Божьему и к собору епископа» (VIII: 1).

Последовательность текста