Articles & Speeches

та по 8–10 часов. Однако на вопрос, почему они пришли сюда, многие из них

могли сказать только, что «это полезно для здоровья». В такой религиозности играют основную роль не личные отношения верующего с Богом, но тот материальный объект, своего рода фетиш, без которого религия для этих людей теряет смысл. С таким религиозным «материализмом» связана и позиция священника, который начинает видеть в себе не пастыря, задача которого состоит в том, чтобы помогать людям на дороге к Богу, а sui generis хранителя святыни, стража, чья функция заключается в том, чтобы не подпустить к святыне «непосвященного», то есть неготового или так или иначе не очищенного от греха. Если Иисус призывает к себе всех словами «приидите ко мне все труждающиеся и обремененные», то такой священник рассуждает по принципу profani, procul ite — «идите прочь, непосвящённые».

4Нередко он обращается с прихожанами крайне резко и грубо, может недопустить

до причастия, так как считает, что человек недостаточно хорошо подготовился.

Может и заявить, что пришедший к нему на исповедь так ви новат,

что ему нельзя даже исповедаться, а может и начать задавать вопросы,

относящиеся к интимной сфере и т. п. Таким образом евангельское учение

превращается в систему запретов и запугивания прихожан. Так, например,

считается, большим грехом, если женщина или девушка придет в церковь

в брюках или не наденет на голову платка.

Источником для настоящего исследования являются, разумеется, не

официальные документы Русской Православной Церкви, но газетные публи-

кации, материалы церковной или около- и даже псевдо–церковной (в том

числе и политической) публицистики, широко распространяющаяся по стра-

не зачастую анонимная «православная» литература, нередко вызывающая

неприятие иерархии, в том числе и самого Патриарха, результаты социологи-

ческих опросов, личные наблюдения автора и других религиоведов и бого-

словов. Это важно иметь в виду, поскольку речь в данной работе идет не о

доктрине РПЦ и не о смысле православной веры, как она отражается в трудах

замечательных богословов как прошлого, так и нашего времени, но исключи-

тельно об обыденном сознании верующих или причисляющих себя к числу

верующих людей, о той стихийной «идеологии», что складывается в душах

верующих, ассоциирующих себя с православием, в России рубежа XX и

XXI вв. Понятно, что эта идеология никоим образом не отражает позицию

Церкви, выраженную в ее официальных документах или в заявлениях, интер-

вью и докладах Патриарха или других иерархов.Необходимо понимать, что одной из основных черт церковного сообщества сегодня является преобладание в нем неофитов — людей, ставших верующими в течение последнего десятилетия и до начала перестройки не имевших к православию и церковной жизни никакого отношения. У наблюдателя может создаться впечатление, что пожилые женщины 60–75 лет, составляющие, как правило, большинство постоянных прихожан каждого, осо-

бенно, не городского, а сельского прихода, всегда были верующими. Однако всего лишь 15 лет назад, когда старшим из них было не более 60–ти, они вообще ничего не знали о вере и пришли к ней в тот момент, когда начала изменяться государственная политика в отношении религии.