Articles & Speeches

Уже тысяча лет как наши предки исповедают Христа пришедшего в этот мир во плоти, уже тысяча лет как звучат песнопения в храмах России и стоят эти самые замечательные храмы и пишутся для них удивительные образа, звонят колокола, но когда мы всю нашу религиозность обращаем только на изучение прошлого, то оказывается, что мы размышляя об архитектуре, размышляя об иконописи, размышляя о церковном пении и колокольном звоне обо всем что нам так дорого и нами так любимо забываем о главном, забываем о Христе, забываем о том, что наша религия это встреча с ним, со Христом, вошедшим в наш мир, вошедшим в него во плоти и встреча эта происходит не где‑то в тиши библиотек, а среди людей.

И вот сейчас, когда звучит в наших сердцах это замечательное песнопение «С нами Бог!» как‑то очень важно, очень важно понять что оно значит. Именно с нами  - не над нами, не выше нас, не где‑то вот там далеко–далеко. А Христос приходит к нам.

Поем мы в эту ночь: «Христос раждается — славите! Христос с Небес — срящите! Христос на земли — возноситеся! Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися» — Христос здесь, среди нас, и вот это именно событие, то что Христос спускается, помогает нам вознестись, помогает нам избавится от всей той грязи, которая прилипает к нашему сердцу которая закрывает наше сердце, которая не позволяет нам жить по настоящему, которая превращает нас действительно в каких‑то пигмеев, но поскольку Христос среди нас, поскольку Он пришел к нам, мы уже не пигмеи, мы уже живые люди, которые могут услышать Бога…

Рождество – это не фольклорный праздник и не день забавы и смеха, не ночь ряженых, а та ночь, когда невозможное стало возможным, та ночь, когда в мир родился беспомощный Младенец, но в этом Младенце пребывала полнота Божия.

Рождество Христово – это событие историческое и сегодняшние историки точнейшим образом соотнесли все факты, о которых говорится в Евангелии и даже явление звезды, с конкретными историческими событиями 4–го года до нашей эры, но это историческое событие выходит за рамки исторического времени, за рамки линейного времени.

Это событие и историческое, но оно становится личным событием в жизни каждого из нас. Абсолютно личным событием, а у каждого из нас, какое‑то свое время и поэтому Христос, который рождается не для кого‑то, а для меня, для тебя, для каждого из нас, он приходит в этот мир не по законам исторического времени, а по законам жизни каждого из нас, нашей личной, собственной жизни.

И вот если Рождество Христово еще не стало личным событием в твоей жизни, значит ты еще не христианин, значит, ты еще стремишься быть им, стремишься стать, потому что вне этого нет христианства, вне этого нет православия.