Articles & Speeches

Откуда же, согласно концепции митрополита Иоанна берется тот кровавый образ Ивана IV, что известен всем по учебникам истории? «Решающее влияние на становление русоненавистнических убеждений “исторической науки” — пишет митрополит Иоанн (Снычев), — оказали свидетельства иностранцев. Начиная с Карамзина, русские историки воспроизводили в своих сочинениях всю ту мерзость и грязь, которой обливали Россию заграничные “гости”, не делая ни малейших попыток объективно и непредвзято разобраться в том, где добросовестные свидетельства очевидцев превращаются в целенаправленную и сознательную ложь». Позицию митрополита Иоанна можно было бы назвать курьезной, но нужно иметь в виду, что это точка зре ния одного из наиболее почитаемых не только мирянами, но и духовенством русского архиерея недавнего времени.

В связи со всеми приведенными выше фактами остро встает вопрос о самоидентификации православного сознания. Не укоренённое в богослужебной, молитвенной и вообще мистической жизни восточного христианства

современное религиозное сообщество в России начинает самоидентифицироваться, не углубляя свое видение православия, но противопоставляя (что всегда легче!) себя христианам других традиций, католикам и протестантам, представляющим к тому же не российскую, Западную, а в коммунистической парадигме (которая несмотря на отказ от коммунистической идеологии продолжает «работать» в сознании большинства россиян) «буржуазную, враждебную и противоположную нашей» цивилизацию. Православное сознание быстро становится ксенофобным, закрытым и в высшей степени нетолерантным по отношению как к инаковерующим, так и к Западу в целом. Образ врага, характерный для советского сознания становится одним из краеугольных камней той стихийной идеологии, что складывается в середине 90–х гг. в православном сообществе.

С этим связан крайний национализм, антисемитизм и ксенофобия. Ан-

тисемитизм, который при советской власти был фактически элементом офи-

циальной идеологии, сегодня за пределами Церкви процветает почти исклю-

чительно внутри маргинальных политических организаций, но в церковной

среде он достаточно широко распространен. «Жидо–масоны» обвиняются не

только в том, что они оклеветали Распутина, но буквально во всем. Об анти-

семитской политике царского правительства говорится с сочувствием. «Чер-

та оседлости, установленная русскими царями для евреев, — пишет один из

идеологов новой “русской” идеи Олег Платонов, автор ряда книг о русском

масонстве, в своей книге “Русская цивилизация”, вышедшей в свет в 1995 г. с

подзаголовком “учебное пособие для формирования русского национального

сознания”, — конечно, обозляла их, но по сути она носила не дискриминаци-

онный, а национально охранительный характер». По Платонову царское пра-

вительство «не ставило своей целью ущемлять права евреев, а защищало

права абсолютного большинства простого русского крестьянства», ибо, —